Отсталость умственная — описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение
Содержание:
Степени умственной отсталости
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.
Традиционная классификация умственной отсталости
В традиционной классификации существуют 3 степени:
- дебильность
- имбецильность
- идиотия
Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода.
Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни.
Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.
По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости.
Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.
Степень умственной отсталости (МКБ-10) | Традиционный термин (МКБ-9) | Коэффициент интеллекта (IQ) | Психологический возраст |
---|---|---|---|
Лёгкая | Дебильность | 50—69 | 9—12 лет |
Умеренная | Нерезко выраженная имбецильность | 35—49 | 6—9 лет |
Тяжёлая | Выраженная имбецильность | 20—34 | 3—6 лет |
Глубокая | Идиотия | до 20 | до 3 лет |
* Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория «другие формы умственной отсталости».
Прогноз состояния
На сегодняшней день это нарушение (особенно, если оно связано с ограническим поражением головного мозга) считается неизлечимым.
Однако, при постановке данного диагноза это не значит, что развитие ребенка прекращается. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, просто оно может отличаться от нормального (среднестатистического) уровня.
Для определенной «помощи» ребенку в развитии уственных способностей проводится специальное лечение. Прежде всего, оно направлено на
развитию интеллекта.
В случае обнаружения патологии у ребенка лучше его устроить в специализированное дефектологическое учреждение либо же составить индивидуальную программу обучения в соответствии со способностями и потребностями ребенка.
Для таких детей существуют специальные школы, группы в детских садах, в которых дети учатся по особым программам, направленным на компенсацию данных проявлений.
При правильных и своевременных занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, неврологом — многие отклонения могут быть скорректированы.
Важное место занимают занятия с логопедом, так как речь взаимосвязана с мышлением. При средней и тяжелой форме умственной отсталости может быть назначено медикаментозное лечение.
Очень важна система социальной адаптации таких детей в обществе
При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.
Симптомы
Общие диагностические указания F7X. X: • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей. • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера. • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей. • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством. Указания на нарушения поведения: •. 0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения. •. 1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения. •. 8 — с другими нарушениями поведения. •. 9 — без указания на нарушения поведения. Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010): •. 1 — Снижение интеллекта. •. 2 — Общее системное недоразвитие речи. •. 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость). •. 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия). •. 5 — Конкретность, некритичность мышления. •. 6 — Малопродуктивность памяти. •. 7 — Недоразвитие познавательных интересов. •. 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность). Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы. Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям. Извращение пищевых пристрастий. Изменение аппетита. Импульсивность. Персеверация. Поперхивание во время еды. Раздражительность. Тонико-клонические судороги. Эйфория. Эхолалия.
Лечение олигофрении у детей
Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.
Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.
Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда
Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).
Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.
Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.
Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.
Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.
Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.
Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)
По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.
Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.
Социальная адаптация
В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.
Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.
С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
Диагностика
Диагностические критерии МКБ-10
Общие диагностические указания F7x.x в МКБ-10:
- A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
- B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
- C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
- D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
- E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Указания на нарушения поведения
- F7x.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
- F7x.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
- F7x.8 — с другими нарушениями поведения
- F7x.9 — без указания на нарушения поведения.
Указания на причину
Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к умственной отсталости:
- F7x.x1 — …обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как токсоплазмоз, краснуха, сифилис; постнатальные инфекции, такие как энцефалит, абсцесс мозга; интоксикации, такие как желтуха, токсикоз беременных, отравление свинцом)
- F7x.x2 — …обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: постнатальная травма или гипоксия; механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах)
- F7x.x3 — …обусловленная фенилкетонурией
- F7x.x4 — …связанная с хромосомными нарушениями (например: синдром Дауна, синдром Клайнфельтера).
- F7x.x5 — …обусловленная гипертиреозом
- F7x.x6 — …обусловленная гипотиреозом
- F7x.x7 — …связанная с недоношенностью
- F7x.x8 — …обусловленная другими уточнёнными причинами (например: врождённая аномалия головного мозга, краниосиностоз, микроцефалия, гипертелоризм и т. д.)
- F7x.x9 — …обусловленная неуточнёнными причинами
Дифференциальный диагноз
Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
Причины олигофрении
Олигофрения — патология врожденная или приобретенная в раннем детстве. Специалисты связывают заболевание с нарушениями генного, органического и метаболического характера. Ключевые причины олигофрении можно разделить на пренатальные (эмбриональные), перинатальные (с 28 до 40 недели беременности) и постнатальные (послеродовые).
Пренатальные нарушения могут быть вызваны полученными от матери инфекциями (вирус краснухи, трепонема, токсоплазма, герпевирус, цитомегаловирус, листерии); тератогенными воздействиями на эмбрион алкоголя, наркотиков, некоторых лекарственных препаратов; интоксикациями (фенолами, пестицидами, свинцом) или повышенным уровнем радиации. Так, рубеолярная олигофрения является следствием того, что беременная в первой половине гестации переболела коревой краснухой, и эмбрион заразился от матери через кровь.
Олигофрения или слабоумие обусловлены аномалиями развития головного мозга, такими как: недостаточный размер головного мозга (микроцефалия), полное или частичное отсутствие больших полушарий мозга (гидранэнцефалия), недоразвитие извилин головного мозга (лиссэнцифалия), недоразвитие мозжечка (понтоцеребральная гипоплазия), различные формы челюстно-лицевого дизостоза (дефекты черепа). Например, при внутриутробных нарушения формирования гипофиза у плода мужского пола нарушается секреция гонадотропного гормона лютеотропина (лютеинизирующего гормона, ЛГ), который обеспечивает выработку тестостерона и формирование вторичных мужских половых признаков. В результате развивается гипогонадотропный гипогонадизм или ЛГ сцепленная олигофрения. Такая же картина наблюдается при повреждении 15-го гена, которое приводит к рождению ребенка с синдромом Прадера-Вилли. Для данного синдрома характерна не только гипофункция половых желез, но и задержка умственного развития (легкая форма олигофрении).
Часто патогенез расстройств умственного и психического развития кроется в нарушениях обмена веществ (глюкозилцерамидный липидоз, сукрозурия, латостелороз) или выработки ферментов (фенилкетонурия).
Практически неизбежна врожденная олигофрения при наличии такого генетического фактора, как перестройка структуры хромосом, ведущая к таким синдромам слабоумия, как синдромы Патау, Эдвардса, Тернера, Корнелии де Ланге и др., которые дают толчок развитию патологии еще на стадии эмбриогенеза.
В большинстве случаев наследственная олигофрения также обусловлена генетически, и одной из наиболее распространенных эндогенных причин умственной отсталости является дефект 21-й Х-хромосомы — синдром Дауна. Из-за повреждения некоторых генов может происходить дегенерация ядер гипоталамуса, и тогда проявляется синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля – разновидность наследственной олигофрении, часто наблюдающейся у близких родственников.
Послеродовая олигофрения у детей может быть следствием внутриутробного хронического недостатка кислорода и асфиксии в ходе родов, травмы головы в процессе родов, а также разрушения эритроцитов крови — гемолитической болезни новорожденных, возникающей из-за резус-конфликта во время беременности и приводящей к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.
От момента появления на свет в течение первых трех лет жизни причины олигофрении включают инфекционные поражения головного мозга (бактериальный менингит, энцефалит) и его травматические повреждения, а также острый дефицит питательных веществ из-за хронического недоедания младенца.
Как утверждают психиатры, в 35-40% случаев патогенез олигофрении, в том числе и врожденной, остается невыясненным. И в такой ситуации формулировка диагноза умственного недоразвития может выглядеть как недифференцированная олигофрения.
Диагноз семейная олигофрения ставится, когда врач убеждается, что та или иная форма неполноценности умственного развития и некоторых других характерных признаков наблюдается у членов семьи, в частности, у сиблингов — родных братьев или сестер. При этом, как правило, в расчет не берется наличие или отсутствие явного повреждения мозговых структур, поскольку в клинической практике изучение морфологических церебральных аномалий проводится далеко не во всех случаях.
Диагностические критерии мкб-10
Общие
диагностические указания F7X.X:
A.
Умственная отсталость — состояние
задержанного или неполного развития
психики, которое в первую очередь
характеризуется нарушением способностей,
проявляющихся в период созревания и
обеспечивающих общий уровень интеллекта,
то есть когнитивных, речевых, моторных
и специальных способностей.B.
Отсталость может развиваться с любым
другим психическим или соматическим
расстройством или возникать без него.C.
Адаптивное поведение всегда нарушено,
но в защищённых социальных условиях,
где обеспечивается поддержка, эти
нарушения у больных с лёгкой степенью
умственной отсталости могут совсем не
иметь явного характера.D.
Измерение коэффициентов умственного
развития должно проводиться с учётом
кросс-культуральных особенностей.E.
Четвёртый знак используется для
определения выраженности поведенческих
нарушений, если они не обусловлены
сопутствующим (психическим) расстройством.
Классификация олигофрений
Основная статья: Классификация олигофрений
Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер, клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой.
Степени
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия.
Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.
Рубрика (МКБ-10) | Степень умственной отсталости (МКБ-10) | Традиционный термин (МКБ-9) | Коэффициент интеллекта | Умственный возраст |
---|---|---|---|---|
F70. | Лёгкая | Дебильность | 50—69 | 9—12 лет |
F71. | Умеренная | Нерезко выраженная имбецильность | 35—49 | 6—9 лет |
F72. | Тяжёлая | Выраженная имбецильность | 20—34 | 3—6 лет |
F73. | Глубокая | Идиотия | до 20 | до 3 лет |
Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория F78. «другие формы умственной отсталости».
В более ранних версиях международной классификации болезней (МКБ-8) имелась ещё (IQ 68—85). Тем не менее, данный диагноз присутствует в современной американской классификации DSM-5 (коды V62.89, R41.83) под названием «пограничное интеллектуальное функционирование».
Медико-правовая оценка лиц с умственной отсталостью
Адекватной исходной точкой в данных обстоятельствах является оценка интеллектуального функционирования. Специалисты по психиатрии умственной отсталости обычно в состоянии дать клиническую оценку случая, то есть определить, подпадает ли данное лицо под диагноз неспособности к обучению (умственная отсталость) по МКБ-10. При возможности оценку психиатра следует подкрепить результатами формального психометрического тестирования, выполненного клиническим психологом, имеющим опыт работы с лицами, не способными к обучению. Помимо оценки интеллектуального функционирования, необходимо также рассмотреть возможность наличия наложившейся на основное состояние психической болезни, хромосомных и иных генетических аномалий, приобретенного поражения головного мозга, а также таких специфических расстройств, как расстройства аутического спектра. Обычно требуется собрать как можно больше «фоновой» информации, причем из максимально надежных источников
В частности, следует проявлять осторожность при оценке рассказа субъекта о заявляемом преступлении. Лица с умственной отсталостью часто изо всех сил стараются не противоречить лицам, представляющим власть, и таким образом могут в ходе беседы согласиться на какие-то предложения, не осознавая при этом последствий своих ответов
Чтобы избежать этого, Закон о полиции и свидетельским показаниям по уголовным делам 1984 года предполагает присутствие соответствующего взрослого человека при опросе в полиции лиц с неспособностью к обучению или страдающих болезнью.
Вопросы, которые необходимо учитывать
При оценке субъекта, обвиняемого в совершении преступления, который предположительно страдает умственной отсталостью, необходимо принимать во внимание следующее:
- Страдает ли данный субъект неспособностью к обучению, и если страдает, то в какой степени?
- Действительно ли поведение субъекта связано с его умственной отсталостью, и попадает ли данное поведение в категорию аномально агрессивного или в значительной мере безответственного поведения?
- Есть ли основания предполагать у данного лица, помимо неспособности к обучению, наличие какого-то психического расстройства, и, если таковое присутствует, предполагает ли факт наличия такого расстройства специфические рекомендации?
- Способен ли субъект участвовать в судебном разбирательстве?
- Следует ли в случае убийства ставить вопрос об ограниченной ответственности?
Если исходить из того, что субъект подпадает под категории психической ущербности, тяжелой психической ущербности, психической болезни, психопатического расстройства, неспособности участвовать в судебном разбирательстве или ограниченной ответственности, то следующим вопросом будет рекомендация суду о том, куда поместить такого субъекта. В случае, если субъект классифицируется как лицо психически ущербное или как лицо, страдающее иным психическим расстройством, соответствующей мерой будет помещение его в больницу в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года, что позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности индивида в терапии. В случае тяжелой психической ущербности требование излечимости, применяемое к психической ущербности и психопатическому расстройству, снимается, и тогда вариант направления в специализированное учреждение может быть использован как более гуманная альтернатива тюремному заключению.
В подавляющем большинстве случаев нет необходимости помещать таких лиц в больницу. Им больше подходят санкции в сообществе. Вместе с тем суды обязаны удостовериться в адекватности меры помещения лица в сообщество как с точки зрения терапии, так и с точки зрения общественной безопасности и соответствующей профилактики повторных преступлений. Возможны следующие варианты мер в сообществе:
- Ордер пробации с условием соблюдения терапевтического режима.
- Ордер об опекунстве в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года.
- Ордер о надзоре в сообществе в соответствии с Законом об уголовной процедуре 1991 года (Безумие и неспособность участвовать в судебном разбирательстве). Эти меры позволяют предложить комплексный пакет помощи, а также обеспечивают структуру, позволяющую отслеживать этих лиц и контролировать их поведение. Такие пакеты помощи обычно предполагают взаимодействие многих служб и наличие специалиста, который будет заниматься организационным аспектом этого взаимодействия.
Симптомы (признаки)
Классификация и клиническая картина • Лёгкая умственная отсталость (дебильность). Интеллектуальный дефект, обнаруживаемый, как правило, в начале школьного обучения, проявляется в неспособности образовывать отвлечённые понятия при относительной сохранности наглядно — образного мышления, задержке развития навыков чтения и письма, неспособности распознавать отношения событий и предметов во времени и пространстве (понятия раньше, позже, правее, левее), недостаточной способности сравнивать понятия и предметы, примитивности эмоциональных реакций, недостаточно развитом воображении. Однако, обучаясь по индивидуальному плану, такие дети вполне могут освоить обычную программу. • Умеренная умственная отсталость (имбецильность). Больные могут произносить короткие простые фразы, понимать несложную по смыслу речь, но запас знаний крайне ограничен. Отстаёт развитие навыков самообслуживания и моторных функций. Участие в общественном труде ограничено и сводится к выполнению простой физической работы при постоянном контроле и побуждении, т.к. чувство долга и ответственности у них не развито. • Глубокая умственная отсталость (идиотия). Речь и мышление у больного абсолютно не развиты, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, движения мало координированы, эмоции выражают нечленораздельными криками и хаотическим возбуждением.
Добавить комментарий