Проверка слуха онлайн

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Есть несколько простых тестов, которые помогут понять есть ли у малыша нарушения слуха или они отсутствуют. Что нужно делать:

  1. Обратиться к ребенку с определенной просьбой, не сопровождая речь какими –либо телодвижениями (жестами, артикуляцией).
  2. Издать характерный, громкий звук, неподалёку от ребенка и оценить его реакцию.
  3. Просто поговорить, не выражая эмоций, без улыбки, выражая свое настроение интонацией голоса.
  4. Считается, что малыши с плохим слухом отлично спят, их не тревожит громкая музыка, посторонние звуки с улицы, даже лай собаки не вызывает никаких эмоций, если ребёнок не видит животного.

На тугоухость новорожденных проверяют педиатры в роддоме, обследование проводят при помощи аппарата. После процедуры повторяют, слух проверяют повторно, с учетом особенностей развития, происходит это уже в кабинете отоларинголога, когда ребенку исполняется месяц.

Но проблемы могут проявиться позже, к полугоду или даже к году, в зависимости от их специфики. Малыш может утратить слух частично или полностью в результате перенесенного вирусного, инфекционного или иного заболевания.

Алгоритм действий родителей, при наличии подозрений на тугоухость у ребенка:

  • стоит в незамедлительном порядке обратиться к врачу с жалобой и пройти адекватное обследование;
  • проверить слух привычным способом, обратившись к сыну или дочери шепотом.

Как на привычном, стандартном отоларингологическом осмотре, закройте одно ухо малыша рукой и попросите его повторить номер цифры (скажи семь). Повторите процедуру с другим ухом. Это поможет понять есть ли проблемы или они отсутствуют.

Некоторые заболевания психического характера могут сопровождаться схожей симптоматикой. Ребёнок плохо разговаривает, не реагирует должным образом на речь и отстает от сверстников в развитии. Но, при этом, его слуховые функции не нарушены. К таким болезням стоит отнести аутизм, синдром дефицита внимания и гиперреактивность.

Характерной чернотой проблем со слухом считается снижение концентрации внимания. Ребенок быстро устает, при аналогичной нагрузке, что и у сверстников.

Тест № 1 – диагностика слуха с помощью наушников

Проверить свой слух самостоятельно можно при помощи теста. Его нужно проходить только в наушниках. Для получения достоверного результата тест следует проводить в абсолютном безмолвии.

Необходимо нажать на кнопку «Продолжить».
Далее происходит калибровка уровня звука на персональном компьютере, как того требует программа

Настройки важно выполнить заблаговременно, ведь во время теста никаких изменений внести не удастся.
На экране появится краткая инструкция, согласно которой тестируемый должен нажимать варианты «слышу» или «нет».
После полного прохождения теста на экране появится результат.

Особенности проверки слуха у недоношенных малышей

Процедура проведения обследования слухового анализатора доношенных и недоношенных малышей не имеет существенных отличий. Различия заключаются лишь в сроках проведения аудиоскрининга.

Из-за морфофизиологической незрелости систем обследование у малышей, родившихся раньше положенного срока, проводится несколько позже. Дети, появившиеся на свет до 32 недели включительно, проходят обследование на 2-6 неделе жизни, в зависимости от общего состояния здоровья.

Для малышей, которые родились между 33 и 37 неделями беременности, скрининг проводится на второй или первой неделе жизни. А вот повторный скрининг слуха недоношенного малыша назначается в те же сроки.

Терминология

Чтобы понять, как осуществляется аудиограммой, необходимо разобраться в методе аудиометрии и сопутствующей терминологии. Остроту слуха определяют по данным, в которых учитываются две основные характеристики звуковых колебаний:

  • частота (длина волны) – характеристика количества колебаний звуковых сигналов в 1 секунду, которая выражается в герцах (Гц);
  • интенсивность – физическая величина, которой определяется сила давления колебаний, создающихся звуковой волной. Для удобства в аудиометрических исследованиях используют не скалярную, а относительную величину, которую измеряют в децибелах (дБ).

Тональная аудиометрия является субъективным способом измерения слуховой восприимчивости, который требует обратной связи с испытуемым. Врач-сурдолог с помощью аудиометра подает звуковые сигналы определенной частоты и интенсивности, при этом пациент сообщает, воспринимает он звуки или нет. В отоларингологии чаще всего применяется именно тональный метод определения нарушений в работе слухового анализатора, что позволяет оценить степень восприимчивости волосковых клеток и возможные нарушения в звукопроводящей и звуковоспринимающей системе.

Следующие обследования проводятся малышам во время сна:

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – объективный метод, оценивающий состояние волосковых клеток в улитке. Он дает незамедлительный ответ – есть потеря слуха или нет. Если отоакустическая эмиссия не регистрируется, а тимпанометрия и импедансометрия показывают, что все в порядке, то специалисты сразу предполагают, что проблема со слухом есть.

Метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) позволяет выявить место поражения слуховой системы и уточнить степень потери слуха. Это один из самых информативных и надежных способов оценки снижения слуха у младенцев и детей младшего возраста. Исследование проводится достаточно быстро, и, как правило, по его результатам специалист уже совершенно точно может сказать, какой у ребенка уровень потери слуха, и получить четкое понимание о дальнейших действиях по слухопротезированию.

ASSR-тест – это регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны. Результаты исследования с учетом корреляционной зависимости достаточно точно характеризуют пороги звуковосприятия. Полученные данные можно использовать при слухопротезировании новорожденных и детей первых лет жизни.

Все вышеперечисленные исследования позволяют сурдологу выявить полную картину состояния слуха малыша, а также подобрать и настроить слуховые аппараты.

В дальнейшем, при достижении ребенком возраста 3-4 лет, проводятся уточняющие исследования и коррекция настройки слуховых аппаратов с помощью игровой аудиометрии. Это максимально эффективный метод, при котором специалист взаимодействует с малышом, видит его реакцию на те или иные звуки. Также активное участие в этом процессе принимает сурдопедагог. Такая совместная работа повышает точность настройки.

О проверке слуха у детей рассказала врач-сурдолог,
директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков»
в МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (Москва)
Анна Владимировна Семенова.

Тест № 3 – какой уровень звука в Гц вы слышите

Здоровый человек воспринимает волны в диапазоне 16-20 кГц — слышимый диапазон. Конечно же, с возрастом происходят некоторые изменения и слышимый диапазон сокращается. Некоторые люди не воспринимают отдельные частоты. Есть те, которые человек воспринимает не слухом, а осязанием, это частоты ниже 100 Гц. Происходит это из-за преломления звука, таким образом можно воспринимать звук, который не входит в слышимый человеком диапазон.

При помощи данного теста на проверку слуха человек имеет возможность определить границы порога чувствительности уха. Более того, данный метод можно проводить с целью диагностики акустической аппаратуры. Для ее настройки обычно используют генератор звуковых частот.

Если в результате теста, при том что испытуемый — человек среднего возраста и здоровый, выяснится, что он не слышит звуки выше отметки в 15 кГц, значит, пришло время посетить врача, проблемы есть и их необходимо решать. Как правило, нарушение звуковосприятия происходит при тугоухости. Чтобы избежать недуг или как минимум отсрочить приближение ухудшения слуха, рекомендуется снизить продолжительность восприятия громких звуков. В свою очередь, ухудшение слуха может быть вызвано разрывом барабанной полости.

Тугоухоть может быть двух видов, в зависимости от того, какое ухо (внутреннее или наружное) имеет поражение. Для того чтобы это определить, следует сравнить пороги слышимости при воздушном и костном проведении звука. Вернемся к тесту.

Если тестируемый зрелого или даже пожилого возраста, эти показатели можно считать нормальными, связано это с тем, что в организме произошли возрастные изменения. Частоты ближе к 20 кГц, как правило, способны слышать только дети. Возрастной порог — 10 лет.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как абсолютный слух. Это способность человека определять высоту и называть услышанные ноты без прослушивания звуков. Согласно статистике в мире на 1000 людей приходится один с абсолютным слухом.

Разновидности аудиометрии

В зависимости от того, каким способом проводится обследование, какие аппараты и приспособления при этом используются, существует несколько основных типов аудиометрии. Наиболее простой и доступной является аудиометрия с использованием живой речи, без применения специальной аппаратуры. Приёмами этого вида речевой аудиометрии пользуются, в основном, отоларингологи, если пациент во время консультации жалуется на ухудшение слуха, заложенность ушей. В процессе проведения обследования доктор отдаляется от пациента на некоторое расстояние, после чего начинает произносить фразы и слова с разной громкостью, от обычной разговорной до шёпота. По тому, как отзывается пациент, насколько чётко и точно может повторить услышанное, врач уже может сделать определённые выводы. К сожалению, такая методика не является полностью достоверной, так как её результаты, не в последнюю очередь, зависят и от уровня развития пациента, от его возраста.

Виды аудиометрии с использованием технических приборов:

  • речевая – представляет собой методику определения восприятия речи (живой или в записи);
  • тональная и пороговая – исследует восприятие слухом пациента различных звуков, не имеющих отношения к человеческой речи;
  • надпороговая – методика, применяемая в случаях полной потери слуха. С её помощью специалист получает данные о дифференциальном пороге восприятия звука;
  • компьютерная – осуществляется с использованием специальных компьютерных систем и программ;
  • объективная – основывается на фиксации безусловных слуховых рефлексов;
  • детская – используется как метод проверки слуха у новорождённых младенцев и детей постарше.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АУДИОМЕТРИИ

Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.

Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.

Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.

В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость

В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.

Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.

Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.

Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Видео-тест на способность уловить частоту

Этот текст представляет собой тональную аудиометрию. Это не просто тест, а видео-тест, при помощи которого можно определить возможности каждого уха. С помощью теста отслеживается, каким образом меняется чувствительность каждого уха в отдельности с годами. Звуки проигрываются с различной частотой. После частоту необходимо повысить. Крайняя частота, которую уловит тестируемый, и будет являться показателем слухового возраста.

  • 12 кГц — возраст менее 50 лет;
  • 15 кГц — вы моложе 40 лет;
  • 16 кГц — слух человека, которому меньше 30 лет;
  • 17 -18 кГц — вы младше 24 лет;
  • 19 кГц — слух моложе 20 лет.

Для того чтобы результат был максимально достоверным, следует использовать качественные наушники и смотреть видео в максимальном разрешении. Тест можно проводить детям.

Что такое аудиоскрининг. Когда проверяют слух у новорожденного малыша

Аудиоскрининг — процедура обследования слухового анализатора новорожденного малыша и детей до шести месяцев. Массовое внедрение исследования слуха в стенах государственных учреждений Российской Федерации произошло не так давно, в 2008 году. Хотя документально должно быть внедрено с 1996-го, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения.

Исследование проводится в два этапа; первый — в стенах родильного отделения через 2-3 дня после рождения младенца, а второй — в стенах детской поликлиники через несколько дней после выписки.

Аудиометрия — без преувеличения самый эффективный способ определения слуховой дисфункции в раннем возрасте.

Строение средней части органа слуха

Как мы уже выяснили, причина снижения остроты слуха и других воспалений кроется в заболевании средней части уха. Перед выявлением причин разберемся в строении данного элемента.

Всем известно, что среднее ухо находится позади барабанной перепонки и располагается вблизи височной части. В глубине височной области расположились следующие части среднего уха:

  1. В височной кости находится сосцевидный отросток. Он соединяет барабанную и височную части.
  2. Между височным отделом и внешним слуховым проходом находится барабанная полость.
  3. Данная область соединяется с носоглоткой при помощи евстахиевой трубки. В ее функции входит регуляция давления.

Так, основная область среднего уха – барабанная полость. В его структуру входят следующие составляющие:

  1. К барабанной перепонке примыкает молоточек. Он передает полученные звуковые волны далее к слуховым косточкам.
  2. Второй составляющей косточек считается наковальня. Он расположился после молоточка, но перед стремечком. Основная функция данной косточки – передача звуковых колебаний далее по направлению.
  3. Замывает слуховые косточки стремечко. В его функцию входит передача звуковых колебаний во внутреннее ухо, а далее в головной мозг. Интересно, что данная область считается самой легкой костью не только в ушах, но и во всем организме. Ее размер составляет около четырех миллиметров, а вес – 2,5 мг.

Кроме этого, в задачи слуховых косточек входит:

  1. Поддержание функций барабанной перепонки.
  2. Регулировка и понижение очень высоких звуков.
  3. Приспособление уха к восприятию разных звуков по высоте и силе.

Если человек испытывает головные боли, тошноту, заложенность в ухе то причина данных симптомов кроится в воспалении в органе слуха и борьбе организма с вирусами и бактериями.

В таком случае вы сможете начать своевременное лечение и повысить чувствительность органа слуха за короткое время.

Норма восприятия звуков человеческого уха должна быть на частоте от 20 герц до 20 кгерц. В течение возрастных изменений верхний предел медленно снижается.

Функции средней части

Главная функция средней полости – обработка слишком высоких или низких частот и проведение звуков во внутреннюю часть. Кроме этого, в функции данной части входят:

  1. Адаптация звуковых волн.
  2. Предохранение уха от слишком высоких звуков.
  3. Повышение низких частот.
  4. Поддержание работы барабанной перепонки.


обратитесь к ЛОР-врачу для проведения обследования и диагностирования воспаления.

Группы риска

По результатам исследования слухового анализатора ребенка выделяют группы риска по тугоухости. В особом внимании нуждаются малыши, родители которых имеют указанное отклонение. В первые месяцы жизни такие младенцы должны находиться под наблюдением сурдолога.

В группу риска попадают маленькие дети, у которых мать в период беременности перенесла какое-либо инфекционное или вирусное заболевание. Особо опасными являются болезни, перенесенные в первом триместре, в период заложения основных органов и систем организма будущего ребенка.

Причиной появления проблем со слухом могут стать родовые травмы.

Как проверить слух у новорожденного

Взрослые не осознают, насколько наш мир наполнен различными звуками. Начиная с 20 недели внутриутробного развития, ребенок способен слышать перистальтику кишечника, биение материнского сердца, голос мамы и папы, музыку. После рождения у ребенка должен развиться навык естественного слушанья. Это определяет его способность не только слышать, но и говорить.

Развитие слуховой системы малыша стимулируется поступающими извне шумами и к 9-10 дню малыш уже вздрагивает при резких звуках. Начиная с 20 дня, малыш уже прислушивается и пытается искать источник речи и голоса. В возрасте три месяца малыш может откликаться на голос мамы, искать ее глазами ориентируясь на звуки речи. В возрасте шесть месяцев большинство детей начинает лепетать – произносить отдельные слови многократно.

грамма: особенности проведения аудиометрии и расшифровка ее результатов

метрия — это термин, обозначающий группу методов исследования слуха.

В зависимости от типа используемого звукового материала и техники проведения, аудиометрия может быть тональной, речевой, пороговой, надпороговой, игровой и т.д. Обычно под словом аудиометрия понимается тональная пороговая аудиометрия.

В дальнейшем речь будет идти именно о ней, так как она наиболее распространена и чаще всего используется для подбора и настройки слуховых аппаратов.

Тональная пороговая аудиометрия — один из самых простых и достаточно информативных методов исследования слуха.

Суть метода заключается в определении порогов слуха — звуков наименьшей интенсивности, которые может услышать человек на разных частотах.

Результатом аудиометрии является аудиограмма — графическое изображение порогов слуха. Исследование выполняется с помощью специального прибора — аудиометра.

Тоны подаются с помощью наушников — по воздуху и костного вибратора — по кости. В первом случае звук проходит весь путь, который он проходит в норме — слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, улитка, слуховой нерв — головной мозг. При исследовании по кости звук поступает через височную кость непосредственно в улитку.

Исследование проводят следующим образом — исследуемому последовательно подают тоны разной интенсивности на разных частотах. В случае, если тон слышен — исследуемый нажимает на кнопку (или подает какой либо сигнал).

Последовательно измеряется левое и правое ухо, костная и воздушная проводимость. Пороги слуха измеряются обычно на частотах 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6000 и 8000 герц.

Наиболее значимыми частотами являются 500, 1000, 2000, 4000 герц (так называемые основные речевые частоты).

грамма — результат аудиометрии

Полученные результаты регистрируются на бланке аудиограммы в виде кривых отдельно для левого и правого уха при воздушном и костном звукопроведении. По горизонтали фиксируется частота тона в герцах.

По вертикали — интенсивность тона в децибелах относительно средних нормальных порогов слуха, принятых за ноль. Пороги правого уха обычно обозначают кружочками, левого — крестиками. Кривая правого уха обычно красная, левого — синяя.

Следует отметить, что значения порогов слуха увеличиваются сверху вниз, т.е. чем хуже слух, тем ниже находится порог слуха на аудиограмме.

грамма и слухопротезирование

В первую очередь по аудиограмме определяется требуемая мощность слухового аппарата. Слуховой аппарат должен иметь диапазон настройки с запасом компенсирующий снижение слуха данного пациента.

Форма аудиограммы также важна при подборе слухового аппарата, так как, например, выдвигает требования к минимальному количеству каналов.

Также, форма аудиограммы может определять акустическую конфигурацию, например, при наличии участков низкочастотного диапазона с сохранным слухом может использоваться открытое протезирование (комбинация естественного слуха с усилением аппарата).

метрия является ключевым методом исследования для расчета усиления аппарата, так как существующие формулы усиления берут за основу пороги слуха и пороги дискомфорта, причем современные многоканальные цифровые аппараты имеют возможность независимой настройки усиления для разных частот.

При этом пороги слуха измеряются самим слуховым аппаратом через ушной вкладыш (для заушных аппаратов) или в корпусе (для внутриушных и внутриканальных), с которыми впоследствии и будут использоваться.

Это возможность позволяет более точно настроить слуховой аппарат, так как влияние ушного вкладыша, корпуса, вентиляционных каналов, анатомических особенностей слухового прохода сводится к минимуму.

метрия — базовая информация для настройки слухового аппарата

Несмотря на большую информативность аудиометрических данных, для подбора слухового аппарата требуются и другие исследования (отоскопия, речевые тесты и т.д.).

Нельзя также не учитывать индивидуальные пожелания относительно внешнего вида, условия использования, финансовые возможности. Именно поэтому, подбором и настройкой слуховых аппаратов занимаются соответствующие специалисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *