Тест роршаха

Содержание:

Тест Роршаха ответы психов. Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

карточка 1. «летучая мышь, бабочка, моль»

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

карточка 2. «два человека»

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear
    — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Тест Роршаха на шизофрению. Тест Роршаха на скрытую шизофрению

Эта клякса, как утверждают психологи, способна раскрыть распространенные нарушения личности.Что же, давайте это проверим!

Для начала внимательно посмотрите на кляксу. Выдохните, закройте глаза и снова посмотрите. Вы готовы ответить на вопрос: что она вам напоминает? Запомните свою первую ассоциацию, которая пришла вам в голову.

Теперь рассмотрим варианты ответов!

Если вы ответили, что клякса напоминает вам морду кошки, собаки или лисицы, то вы ответили как и большинство людей. Вы дали такой ответ, потому что с большой вероятностью — абсолютно здоровый человек и не обладаете никакими психическими отклонениями. Такой ответ дают 85% людей.

Если клякса напомнила вам бабочку, то это говорит о наличии у вас внутреннего когнитивного диссонанса. Вероятно, ваш возраст до 20 лет и вы имеете склонности к размышлениям и подвержены легким депрессиям. Бабочка символизирует гармонию, которой вам возможно не хватает.

Если на кляксе вы сумели разглядеть летучую мышь, то, по мнению экспертов-психологов, скорее всего вы имеете склонность к вспышкам неконтролируемой агрессии. Именно летучую мышь в тестах с кляксами видел Андрей Чикатило.

Если на картинке вы увидели шкуру какого-то животного, то это говорит о наличии у вас абсолютно здоровой и стабильной психики. Вы, вероятно, научились побеждать свои сомнения и прочие наклонности.

Если клякса, по вашему мнению, похожа на краба, то вы человек склонный к истерии и некоторым тревожным расстройствам и даже неврозу.

И последний вариант — это два медведя на фонтане. Весьма необычный и очень редкий вариант. Но если вы ответили именно, так, то это может говорить о том, что у вас шизофренический тип личности и вовсе шизофрения.

Но не спешите переживать!Никакой тест не может ставить никакие диагнозы, тем более такие серьезные, как шизофрения! Помните, что результаты подобных тестов основаны всего лишь на теориях психологов. И ответ с медведями на фонтане могли дать просто люди с очень хорошим воображением!

Характеристика тестовых таблиц по Г. Роршаху

Таблица I: черно-белая. Здесь мы практически всегда можем получить ответ испытуемого. Почти одинаково легко удаются как ответы по форме, так и по движению. Тестовая таблица хорошо подходит для получения как целостных, так и детальных ответов, и, кроме того, здесь легко найти целый ряд мелких деталей.

Таблица II: черно-красная. По сравнению с таблицей I, гораздо легче вызывает кинестезии

Имеет привлекающую внимание промежуточную фигуру. Вводит в эксперимент цвет, который иногда даже может воздействовать как «цветовой шок»

Красное переходит в черное.

Таблица III: черно-красная. Наиболее легко провоцирует на кинестезии. Красное отделено от черного.

Таблица IV: черно-белая. На нее относительно трудно давать и ответы по форме, и ответы по движению. По сравнению с целостным образом труднее истолковывать детали. В общем, эта тестовая таблица воспринимается как «красивая»; истолковывать ее трудно.

Таблица V: черно-белая. На нее наиболее легко даются ответы. Почти каждый раз мы слышим здесь ответ «летучая мышь» или «ночная бабочка». И как раз при предъявлении этой таблицы больные шизофренией наиболее часто не могут в ней что-нибудь усмотреть, или же они видят, например, движущихся людей.

Таблица VI: черно-белая. Воспринимается испытуемыми как самая трудная.

Таблица VII: черно-белая. Самое существенное в ней не черные фигуры, а находящаяся между последними промежуточная фигура, которая напоминает собой керосиновую лампу. Эта таблица в чем-то противоположна таблице V, так как здоровые испытуемые необычайно редко видят лампу, в то время как больные шизофренией
— очень часто.

Таблица VIII: многоцветная. Она гармонична и по цвету, и по форме. У невротиков вызывает «цветовой шок». В любом случае легко истолковывается по деталям.

Таблица IX: многоцветная. Отсутствует гармония и по цвету, и по форме. Легко пробуждает кинестезии

Обращает на себя внимание промежуточная фигура

Таблица X: многоцветная. Трудно совместимые пятна. Почти абсолютно невозможно дать целостный ответ.

Пятна рассматривают дети

Значит, тест не оправдал возлагавшихся на него надежд и его следует сдать в архив? Да ничего подобного! Оказалось, что его с успехом можно применять как в научных, так и в практических целях для исследования самых разных групп испытуемых. Видимо, в нем изначально было заложено нечто такое, что позволило выдержать испытание временем и многолетней практикой. Это «нечто» — чрезвычайно тонкий и многосторонний инструмент, направленный на выявление особенностей зрительного восприятия каждой личности. Получаемые результаты интересны сами по себе, вне зависимости от их связи с теми или иными личностными характеристиками. А вот приписываемые им интерпретационные значения остаются спорными и нуждаются в существенном пересмотре. Покажем это на примере обследованных нами трех групп испытуемых: здоровых детей и взрослых больных с опухолями мозга и больных шизофренией.

При изучении интерпретации пятен Роршаха детьми (обследовано 500 здоровых детей от 3 до 12 лет) можно было отчетливо проследить, как по мере взросления увеличиваются возможности ребенка видеть пятна по-разному, как дифференцируется и обогащается его восприятие. Двух-трехлетний ребенок не может выделить в пятне каких-либо деталей. Он способен воспринимать только все. пятно целиком и, дав однажды какой-либо ответ, он часто стереотипно повторяет его при предъявлении разных таблиц.

Постепенно картина меняется, появляется способность к выделению в пятнах отдельных деталей. Вначале структура этих деталей крайне элементарна. «Бабочка» узнается в любом пятне с центральным узким «телом» и симметричными «крыльями», «рыба» — в любом узком продолговатом пятне. Большинство таких ответов относится к категории популярных, то есть самых частых среди ответов здоровых взрослых людей. Не говорит ли это о том, что развивающийся мозг в первую очередь начинает настраиваться на выделение чаще всего встречающихся зрительных комплексов?

С взрослением способы восприятия пятен детьми становятся более разнообразными. Количество ответов на все пятно в целом уменьшается, возрастает удельный вес ответов на обычные детали, появляются указания на мелкие детали и белый фон. Удельный вес ответов с четкой формой при этом неуклонно возрастает. С шести-семи лет появляются кинестетические ответы, а в содержании увеличивается удельный вес человеческих образов.

Образы, воспринимаемые школьниками 8-12 лет, становятся все более сложными и структурированными. В этом периоде развитие зрительного восприятия продолжается, но темпы его несколько замедляются. Ряд показателей теста остается на прежнем уровне, другие продолжают постепенно улучшаться. Некоторые из них дают отчетливую корреляцию с успешностью обучения в школе.

Сравнивая индивидуальные показатели, полученные при тестировании ребенка, с возрастной нормой, мы можем выделить детей, опережающих в развитии свой возраст. Еще более ценными представляются возможности теста в определении задержек психического развития. Большинство используемых для этой цели психологических методик оценивают способности ребенка в зависимости от его знаний и навыков. Но они могут быть недостаточно развиты не только вследствие какого-то дефекта мозга, но и в результате педагогической запущенности. В отличие от общепринятых методик тест Роршаха позволяет непосредственно оценить степень зрелости корковых структур независимо от количества приобретенных знаний.

Поясним это на примере. Все без исключения дети в возрасте 4-5 лет дают в тесте Роршаха конфабуляторные ответы — содержание, основанное на восприятии небольшой части пятна, неадекватно приписывают всему пятну. Выделяют в пятне «усики» и называют все пятно «жуком» или «киской», указывают небольшую деталь, видят в ней удлиненную «морду» и определяют все пятно как «крокодил»; очертания пятна целиком при этом игнорируются. В 6-7 лет конфабуляторные ответы исчезают. Наличие таких ответов у детей старше 7 лет свидетельствует о задержке психического развития, которое обусловливает трудности обучения в массовой школе.

Рис. А вот еще одно оригинальное толкование этой же таблицы. Испытуемый (больной шизофренией) узрел в пятне «зайца, волочащего за головы двух женщин». Зайцу приписывается отнюдь не свойственная ему активность. В ответе прослеживается скрытая агрессия против женщин.

Проективный тест Роршаха онлайн.

Посмотрите на картинку — пятно Роршаха — и отметьте возникающую эмоцию и первую свободную ассоциацию, которая возникает у Вас в ответ на стимул Роршаха.

Затем отметьте Ваш ответ в опросе и уж потом только читайте расшифровку методики Роршаха.

 Загрузка …

Значение эмоционального отклика на изображение пятна рошарха:

Тревога — Вы чем-то напуганы или обеспокоены, Вы подвержены фобиям, тревожным мыслям или паническим атакам. Вам срочно нужна консультация психолога счастья.

Гнев  —  возможно сейчас Вы переживаете не самые лучшие времена. Стресс охватил Ваше тело обручем напряжения и удерживает Вас от решительных действий.

Счастье —  Вы счастливый и уверенный человек и никакие методики не изменят Ваш позитивный настрой и взгляд на мир.

Тест Роршаха при органических поражениях головного мозга

Тест Роршаха обнаруживает высокую чувствительность к психоорганическому синдрому. Использование этого теста оказывается более результативным, чем неврологическое и электроэнцефалографическое исследование. Выделяют следующие признаки Роршах-теста при органическом поражении головного мозга:

1) общее количество ответов менее 15;

2) среднее время ответа более 1 мин;

3) ответы по движению (М) либо полностью отсутствуют, либо их не более одного;

4) ответы с называнием цвета;

5) F+% менее 70;

6) Рор% менее 25;

7) персеверации;

8) неспособность к улучшению собственных ответов;

9) неуверенность в ответах;

10) стереотипные речевые обороты.

Наличие пяти из десяти этих признаков указывает на органическое поражение головного мозга.

Дополнительные признаки органического поражения головного мозга:

Плохое различение фигуры и фона, ответы по светотени на первые две таблицы, неспособность воспринимать человеческие фигуры на табл. III из-за «отделения ног», указания на маленькие участки пятен, вариабельность качества ответов, отказы и коартивный, или коартативный, тип переживания.

Тест Роршаха при эпилепсии

А) При левосторонних очагах: замедление времени реакции и ответа, уменьшение общего количества ответов и частые отказы. Малое количество как кинестетических (М), так и цветовых ответов (С)
— коартативный тип переживания, большое количество персевераций, высокий удельный вес популярных ответов (Рор) и интерпретаций с названиями животных (А).

Б) При правосторонних очагах: много ответов, частое выделение мелких деталей (d) и фрагментов фона (s), плохое восприятие формы пятен, конфабуляторные ответы, большое число указаний на цвет (С)
— экстратензивный тип переживаний.

В) При концентрическом слабоумии: увеличение общего времени ответов, увеличение количества целостных ответов, уменьшение общего числа ответов, уменьшение количества ответов с четкой формой, увеличение количества недифференцированных цветовых ответов, отсутствие ответов по движению, коартированный или экстратензивный тип переживания, увеличение ответов по животным (А), персеверации, стереотипии.

Тест Роршаха при сенильной деменции

Уменьшение общего числа ответов, снижение % ответов с четкой формой, малое число ответов по движению и цвету, большое количество персевераций.

Тест Роршаха при церебральном атеросклерозе

Уменьшение общего количества ответов и удельного веса целостных интерпретаций, уменьшение количества ответов на необычные детали, редкое указание на движения и цвет, увеличение времени на ответы, персеверации, указания на животных. Удельный вес ответов с четкой формой (80 %) и количество популярных ответов не отличается от возрастной нормы.

Рекомендованная литература

  1. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach — Psychodiagnostic. — Bern-Stuttgart, 1972. — 499 S.
  2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред Л.Н.Собчик.
    — СПб.: Дорваль, 1992. — 200 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. — К.: Наукова думка, 1979. — 175 с.
  4. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Пер. с нем.
    — М: Cogito Centre, 2003. — 336 с.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980. — 176 с.

См. также:

  • Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек
  • Тест Роршаха и структура психического образа
  • Тест Роршаха. Практика и теория
  • Что обсуждалось на XIV Конгрессе по тесту Роршаха и проективным методикам
  • Критика теста Ророшаха

Десятая карточка

Психологический тест Роршаха завершается 10-й карточкой. В ней больше всего цветов: и желтый, и оранжевый, и розовый, и зеленый, и голубой, и серый. Эта карточка по форме напоминает 8-ю, а по сложности — 9-ю. При ее виде многие испытывают приятные чувства, кроме тех, кто озадачен сложностью определения изображенного на 9-й карточке образа, который предлагает тест Роршаха. Интерпретация чаще всего следующая: паук, омар, краб, кроличья голова, гусеницы или змеи. Краб означает тенденцию привязываться к вещам и людям или же терпимость. Лобстер свидетельствует о терпимости, силе, способности справляться с проблемами, о страхе навредить себе или боязни ущерба со стороны другого. Паук может означать страх, ощущение, что респондента обманом или силой втянули в трудную ситуацию. Голова кролика говорит о позитивном отношении к жизни и репродуктивной способности. Змеи — чувство опасности, страх перед неизведанным, ощущение того, что человека обманули. Кроме того, они могут означать запретные или неприемлемые сексуальные желания. Гусеницы свидетельствуют о понимании того, что люди постоянно развиваются и меняются, говорят о перспективах роста.

Итак, мы описали вкратце тест Роршаха. Результаты интерпретировать самостоятельно нелегко — требуется хорошее знание психологии. Однако в общих чертах вы можете составить представление о человеке на основе этого теста.

Четвертая карточка

Продолжим описывать пятна Роршаха. 4-ю карточку называют «отцовской». На ней мы видим пятно черного цвета и некоторые размытые нечеткие его части. Многие говорят о чем-то устрашающем и большом. Реакция на это пятно может выявить отношение респондента к авторитетам, а также особенности его воспитания. Оно чаще всего напоминает огромное животное либо его нору или шкуру, или же монстра.

Если человек видит монстра или большое животное, это свидетельствует о преклонении перед авторитетами и чувстве неполноценности, о преувеличенном страхе перед облеченными властью людьми, включая собственного отца. Шкура животного часто символизирует сильный внутренний дискомфорт респондента при обсуждении связанных с отцом тем. Но она может свидетельствовать и о том, что для него неактуальна проблема преклонения перед авторитетами или своей неполноценности.

Тестирование и результаты

Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.

Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.

Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.

После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:

  • Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
  • Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
  • Динамичность или неподвижность образов;
  • Очерёдность реакции.

Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.

Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.

Критика теста Роршаха

Несмотря на популярность теста, он остается предметом серьезных споров. Его широко критиковали в 1950 — 1960-х годах за отсутствие стандартизированных процедур, методов подсчета результатов и точных критериев оценки.

До 1970 года имелось целых пять систем, которые отличались настолько сильно, что они, по сути, представляли собой пять различных версий теста. В 1973 году Джон Экснер опубликовал новую комплексную систему подсчета очков, которая объединила в себе самые сильные стороны более ранних систем. Система подсчета очков Экснера теперь считается стандартным подходом, используемым в проведении теста Роршаха и интерпретации его результатов.

Тест показал некоторую эффективность в диагностике заболеваний, характеризующихся искажением мышления — таких как шизофрения и биполярное расстройство. Однако недоброжелатели отмечали, что методика Роршаха не способна точно идентифицировать большинство психологических расстройств. Одно из ключевых критических замечаний к системе Роршаха заключается в том, что ему не хватает надежности. Как вы можете себе представить, его результат может быть весьма и весьма субъективным. Два психолога могут прийти к очень разным выводам при анализе ответов одного и того же субъекта.

Несмотря на споры и критические замечания, тест Роршаха сегодня по-прежнему широко используется в самых различных учреждениях: в школах, клиниках и залах судебных заседаний.

Теги: Роршах, тестирование

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Проективный тест Роршаха онлайн, как и любая проективная методика очень быстро и точно покажет Вам срез Вашей личности. Роршах или «рошарх» — это классика тестирования на основе стимульных материалов или пятен Роршаха.

Тест клякса тест Роршаха. Пройти тест Роршаха бесплатно онлайн

Тест Германа Роршаха позволяет подробно исследовать личность и определить нарушения психологического состояния человека. Такой тест также известен как тест кляксы Роршаха . Почему такое странное название? Ответ прост! Тестирование на пятнах (кляксах) непонятной формы вызывают различные ассоциации, на основе которых и определяется психическое состояние человека.При прохождении теста «Кляксы Германа Роршаха» бесплатно, без регистрации и смс на нашем сайте показываются 10 разных пятен, глядя на которые необходимо дать ответ, связанный с ассоциациями, которые возникают во время просмотра клякс. После чего психолог сможет сделать выводы о состоянии личности. Также на нашем сайте вы можете пройти.

Пройти тест Германа Роршаха бесплатно онлайн без смс и регистрации

Этот тест придуман почти сто лет назад, но не перестает пользоваться спросом и быть актуальным сегодня. На нашем сайте вам предоставляется прекрасная возможность пройти тест «Пятна Роршаха» онлайн бесплатно без регистрации и смс ! Узнайте состояние свой души прямо сейчас. Необходимо ответить всего лишь на 10 вопросов, выбрав представленные варианты ответов.

Тест роршаха правильные ответы. Диагноз по чернильным кляксам (тест Роршаха)

«Очень высокий интеллект с ярко выраженным научно-теоретическим талантом, высокой продуктивностью и хорошей способностью к наблюдению. Прилежный работник, ориентированный на качество. Литературно одарен…»

«Низкий интеллект, близкий к дебильности. Понимает только банальные связи, но хочет сделать больше, чем она может, и терпит все время поражения, с которыми не мирится».

Эти личностные характеристики получены не в результате длительного наблюдения за поведением людей, а на основании трактовки ими черных или цветных пятен неопределенной формы. Испытуемых спрашивают: на что похожи эти пятна! Каждый ответ оценивают по определенной схеме и на основании полученных характеристик судят об интеллекте и особенностях личности испытуемых.

Приведенные выше цитаты взяты из заключительной главы руководства Э. Бома, посвященного тесту Роршаха. Заключению предшествуют более 400 страниц убористого немецкого текста, описывающего, как пользоваться методикой и как приходить к таким выводам. Руководства на английском языке не менее громоздки. Двухтомник, вышедший под редакцией Б. Клопфера в 1954-1956 годах, содержит около 1500 страниц. Количество монографий по этой методике насчитывается десятками, количество статей — тысячами.

  1. Испытуемый (больной шизофренией с острым чувственным бредом) объединяет в одном ответе центральное красное пятно, нижний черный участок и белый промежуток между ними. Он увидел во всем этом «медведя на горшке». Налицо три странности: выделение пятен необычной конфигурации; смещение фигуры и фона; алогичность самой ситуации.
  2. Другой испытуемый (чудак) выделил в той же таблице только три красных пятна: «пряди волос» и «галстук-бабочку». Их он дорисовал до «человека». Изображение строится в белом пространстве над таблицей и выходит за ее пределы.
  3. «Поминальное целование» — именно так истолковала перевернутую на 180° таблицу больная шизофренией с острым чувственным бредом. Она увидела в пятнах трех человеи: в центре «умершую старушку» (в саване, украшенном красной лентой) и двух целующих ее «родственниц». Очертания «тела старушки» не соответствуют контурам пятен. Специалисты определяют такие толкования как ответы с нечеткой формой. В интерпретации отражено тревожное состояние больной.

Возможности теста, приписываемые ему литературой, кажутся безграничными. Оценка уровня интеллекта и некоторых его свойств, выявление технической и литературной одаренности, оригинальности или банальности мышления, способности к критике, установление особенностей эмоционального реагирования и преобладающего фона настроения, обнаружение лиц, склонных к созданию аварийных ситуаций на транспорте, определение неврозов и психопатий, шизофрении, эпилепсии и органического поражения мозга. Это далеко не полный перечень того, что позволяет якобы определить тест. Многие авторы полагают, что методика Роршаха раскрывает ревностно хранимые секреты личности. Тест не знает возрастных ограничений: его можно предъявлять и детям, едва овладевшим речью, и глубоким старикам. Результаты теста невозможно произвольно исказить, так как испытуемый обычно не знает, какие ответы считаются «хорошими», а какие «плохими». Одним словом, сторонники этой методики описывают ее как некий таинственный всепроникающий инструмент, вскрывающий всю подноготную личности. Так ли это на самом деле!

Общие принципы тестирования

Что из себя представляет тест Роршаха? Об этом поподробнее будет рассказано далее.

Пятна Роршаха — тестирование, состоящее из десяти табличек, на каждой из которых изображено по одной аморфной кляксе. Все пятна являются стандартными и симметричными. Также стоит отметить, что изображения могут быть чёрно-белыми и цветными.

Тестирование осуществляется следующим образом: психиатр предоставляет испытуемому бумажные листы с чернильными пятнами неправильной формы для того, чтобы тот описал ему изображение на бумаге. Испытуемый должен ознакомиться с предлагаемыми изображениями, а затем сказать о том, какие мысли, образы или идеи приходят ему в голову. Психодиагностика личности индивида осуществляется по специальной методике толкования.

Существует специальная разработанная система символов, по которой формализуется каждый ответ испытуемого. Формализация осуществляется по пяти следующим счётным категориям:

  1. Локализация — испытуемый может выбрать для ответа отдельные детали изображения или всё изображение в целом;
  2. Детерминанты — формирование ответа может предполагать использование форму изображения, цвет, или же формы и цвета одновременно;
  3. Уровень формы — тут оценивается адекватность отражения формы изображения в ответе. В качестве критерия используются наиболее часто получаемые критерии;
  4. Содержание — ответы, которые даются испытуемыми могут изображать людей, животных, а также неодушевлённых предметов;
  5. Оригинальность и популярность — тут довольно просто: испытуемые могут давать оригинальные ответы и популярные. Оригинальные ответы называются индивидами редко, в то время как популярные встречаются больше, чем у трети респондентов.

Все ответы обозначаются следующими символами:

  • H — эта буква обозначает человеческие фигуры. Они могут указываться целыми или почти целыми;
  • (H) — человеческие фигуры, но в этом случае уже лишённые реальности. Это обозначает скульптуры, рисунки, мифических существ, карикатуры;
  • (Hd) — обозначение отдельных частей человеческих фигур;
  • A — фигура животного — почти целая или целая;
  • (A) — животное из мифологии, чудовище, рисунок животного или карикатура;
  • Ad — голова и лапы животного, или же другие части;
  • At — обозначение человеческих внутренних органов. Обычно этими органами являются печень, сердце или почки;
  • Sex — отсылки на половые органы, или же на сексуальную деятельность. Также это обозначение служит для отсылок к тазу или нижней части;
  • Obj — предметы, сделанные руками человека;
  • Aobj — предметы, созданные из различных животных материалов;
  • Aat — внутренние органы животных;
  • Food — обозначение продуктов питания;
  • N — различные природные пейзажи;
  • Geo — реки, заливы, острова и карты;
  • Pl — обозначение растений всех видов — деревья, овощи, плоды, цветы, а также части растений;
  • Arch — обозначение архитектурных сооружений;
  • Art — рисунок, но который не имеет специфического содержания. Это может быть рисунок, нарисованный акварелью, или же детский рисунок;
  • Abs — концепции абстрактного содержания — «любовь», «сила», «власть»;
  • Bl — обозначение крови;
  • Fi — огонь.

Также могут встречаться и другие обозначения, но они уже указываются полными словами, так как являются более редкими, чем все вышеуказанные в списке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *