Возрастные кризисы

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости

Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Специфика среднего возраста

В рамках возрастной психологии период взрослости, в том числе средней, изучен наименьшим образом. Однако можно выделить несколько опорных мыслей.

  1. Все стороны личности развиваются примерно одинаково. Под этим подразумеваются продолжающиеся физические, психические и личностные изменения. Для сравнения приведу такой пример. Наиболее ярким представителем неравномерного развития ресурсов человека является подростковый возраст: стремительный рост тела, гормональная перестройка, но отстающее от них профессиональное и интеллектуальное развитие.
  2. Взрослость предполагает социальную и юридическую зрелость. Под этим подразумевается соблюдение своих обязанностей, получение прав, несение ответственности за свои поступки и слова, возможность занимать какой-либо социальный и профессиональный статус.
  3. Главный психологический элемент среднего возраста – восприятие самим человеком себя как взрослого и отношение к себе и своему возрасту.

Из последнего и вытекает кризис среднего возраста. Эрик Эриксон, известный психолог и психотерапевт, отметил, что средний возраст – не просто очередной жизненный этап и возрастной период, а непосредственный экватор всей жизни человека.

Что считается кризисом среднего возраста и какие временные границы он имеет?

От депрессии или подавленного состояния его можно отличить по длительному сниженному эмоциональному состоянию, связанному с переоценкой своей личности и жизни.

Если с переоценкой личности — все более или менее понятно, то самое важное в кризисе среднего возраста — это переоценка жизни. Круг широк — семья (с этим ли партнером я хочу идти до конца), работа (на этой ли должности я хочу работать), социум (нужны ли мне эти друзья, этот город, жизнь, которая есть сейчас)

Очень часто человек осознает, что прожил не ту жизнь, о которой мечтал, и ему кажется, что вряд ли он сможет что-то изменить, ведь времени остается мало — впереди старость. И начинаются поиски нового направления.

Кризис среднего возраста у женщин

Метания в поисках новизны ощущений и чувств, постоянная раздражительность, пепел в душе, от слез мокрая подушка – полное неудовлетворение жизнью, настигающее женщину после 35 лет.

Кризис у женщин отмечается следующими симптомами:

— беспокойство и неуверенность;

— непонимание, чем наполнить свою жизнь;

— ощущение безвозвратного упущения времени;

— уверенность, что лучшие годы позади, а будущего нет;

— угасание любви к мужу;

— душевное отдаление от детей;

— разочарование и опустошение души после флиртов и романов;

— желание отдалиться от друзей, избегание вечеринок;

— сожаления о несбывшихся мечтаниях;

— недовольство прожитыми годами;

— неудовлетворенность профессиональной деятельностью;

— недовольство внешними изменениями.

Совет психологов женщинам, пребывающим в данном состоянии: не культивировать тоску по ушедшим годам, искать верное направление и не застревать на месте. Найти себе по душе занятие: йога, плавание, курсы иностранных языков, занятия в фитнес-клубе, уроки вождения и т.д.

Подойдет все, что может помочь найти новые ориентиры и раскрасить жизнь свежими красками, а также интересным общением. Женщинам, которые засиделись дома, следует начать реализовать себя в профессии и хотя, начинать в зрелом возрасте карьеру не просто, все зависит исключительно от рвения и способностей женщины.

Благодаря кризису среднего возраста, многие женщины стали успешными, решившись от безнадежности открыть собственное дело. Сопутствующий успех помог отчаявшимся женщинам в преодолении кризиса среднего возраста.

Достигшим профессиональных высот одиноким карьеристкам, но потерявшим интерес к жизни, следует подумать о создании семьи.

Женщинам, которые бесконечно копаются в ошибках, психологи советуют сделать правильные выводы и определить направление будущей деятельности, не упустив при этом возможности. Следует стараться искать в душе источники созидания. Постараться честно и объективно ответить на вопрос: все ли так плохо в жизни? Готова ли она уйти с работы, бросить мужа? Несомненно, найдутся приятные моменты, которыми можно гордиться в профессии и в совместной жизни. Возможно, лучше сначала поменять отношение к работе, изменить быт, поговорить с мужем, чем резко ломать всю устоявшуюся жизнь?

Нередко женщину в уныние приводит личное отражение в зеркале. Седые волосы, лишние килограммы, морщинки, целлюлит, бородавки, а также другие многочисленные изменения, связанные с возрастом женщины переживаются гораздо острее, чем у мужчин.

В этом случае психологи советуют не искать доказательств былой неотразимости, а посвятить себя работе над своей фигурой и внешностью — фитнес, диета, современные косметологические процедуры. Следует сменить прическу, обновить в гардеробе вещи. Отбросив лень можно существенно продлить свою молодость. Жизнерадостные, активные, энергичные женщины выглядят гораздо моложе и привлекательнее апатичных и угрюмых сверстниц.

Как пережить кризис среднего возраста? Нужно быть реалисткой и не преувеличивать существующие проблемы, однако и не отрицать их наличия. Любить себя, найти занятие по душе, хвалить за все достижения, не замыкаться в себе, заботиться о внешнем виде, здоровье. Необходимо помнить, что на качество жизни возраст не влияет.

У женщин продолжительность кризисного периода зависит от многих факторов. Если она чувствует, что самостоятельно не может выйти из депрессии, следует обратиться к психологу.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины кризиса среднего возраста у мужчин

Все знают смысл поговорки «Седина в голову – бес в ребро». Не таится ли в этом поведении пресловутый возрастной кризис? Так уж устроен мужчина, что до некоторого момента он не ощущает скоротечности и конечности жизни. Будучи молодым, он считает, что справится с любыми задачами и достигнет любых вершин. Но однажды наступает прозрение: старость не за горами. У человека, который не боялся побеждать, появляется страх перед собственным возрастом. Процессы старения формируют у мужчины ряд комплексов.

Как следствие, появляется кризис среднего возраста, при котором:

  • меняется гормональный фон;
  • снижается либидо;
  • ухудшаются потенция и эрекция;
  • мужчина набирает вес, образуется характерный «пивной живот»;
  • появляются признаки старения: меняется внешность, седеют или выпадают волосы;

Своеобразный аналог женского климакса наблюдается и у мужчин. Если началом старения женщин принято считать менопаузу, то у представителей сильного пола в этот период снижается уровень тестостерона в крови, наблюдается упадок в сексуальной жизни. Осознавая это, мужчина поддается легкой панике, потому что он не готов перестать интересовать женщин, становиться дряхлым стариком. Многие по это причине в 40 лет пытаются самоутвердиться

И неважно, является ли мужчина примерным семьянином или убежденным холостяком. Он ударяется в поиски знакомств для флирта с женщинами, как молодыми, так и вполне зрелыми

Иногда это приводит к изменам. Но ради недвусмысленной улыбки или блеска во взгляде незнакомки мужчина готов рисковать.

Мужчине в расцвете сил свойственно находиться в постоянном поиске себя, максимально развиваться по ключевым жизненным пунктам. Когда наступает кризис среднего возраста, человек смотрит назад и критически оценивает, насколько он состоялся. В этот период он разочаровывается не столько из-за факта нереализованных планов, сколько из-за большого количества не достигнутых побед. Психологи убеждены: именно этот фактор оказывает влияние на развитие кризиса у мужчин. Парадокс здесь в том, что мужские цели жизни состоят как правило в достижении или завоевании чего-либо. Как только желаемое было достигнуто, у человека пропадает стимул к будущим победам и свершениям. В этом и есть основная причина кризиса средних лет с точки зрения психологии.

Обычно мужчина к 40-45 годам уже является полностью состоявшимся. Это значит, что к данному времени имеются:

  • карьера (самоутверждение воина);
  • семья (самоутверждение главного добытчика);
  • автомобиль (самоутверждение покорителя дальних расстояний);
  • определенный статус в обществе (общественное признание).

Чего еще желать, когда все цели реализованы? Но зрелому мужчине не нужны былые свершения. Ему постоянно необходимы новые победы, которыми бы восхищались окружающие. Как достигать новых, более сложных целей, когда сноровка уже не та? Для верной жены муж уже состоялся и не сможет снова удивить или поразить как в молодые годы

Мужчина же по-прежнему чувствует в себе силы и не хочет терять женское внимание. Безусловно, он любит супругу, но с ней отчетливее ощущается приближение старости, страсть же и сексуальность постепенно затухают

Оказавшись в такой психологической ловушке, человек ищет способы выбраться оттуда.

Неопределенность всегда идет бок о бок с мужским кризисом средних лет и является дополнительной причиной тревоги и страха у мужчин. Вроде бы человек всего достиг. Что же впереди, кроме неизвестности? Стоит ли срочно начинать новую жизнь или спокойно доживать эту, превращаясь в старика-импотента? С фактами мужчина еще может смириться, однако больше всего он боится себя в новом качестве. Ведь это теперь другой человек — с сединой, морщинами и импотенцией. Последнее особенно сильно ударяет по самолюбию мужчины, ведь он жаждет завоеваний в первую очередь сексуальных. А без них в нем умирает самец, неспособный выйти из оболочки старика.

Импотент женщинам неинтересен — именно так считают сорокалетние мужчины. В этом состоит причина их столь сильной боязни старения в данный период. Будучи под властью негативных мыслей и накруток, мужчина стремится окунуться в мир любовных утех, выбирая для этого исключительно молодых и сексуальных любовниц. Он убежден, что это каким-то образом улучшит его потенцию. Вообще, мужчины в данном возрасте отличаются непоследовательностью и озабоченностью в любовных вопросах. Такой всплеск активности часто отражается на семейных отношениях в худшую сторону. Даже обычные бытовые разговоры с женой заканчиваются конфликтами, а интимные отношения с ней и вовсе забываются. Результатом овладевшего мужчину кризиса средних лет становится полная утрата взаимопонимания в семье.

Как вести себя правильно? Советы психолога

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности

В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям

Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах

Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Что такое кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста – деструктивное состояние, возникающее вследствие потери возможностей достичь целей, которые были поставлены в более молодом возрасте. Основным эмоциональным состоянием в период кризиса является фрустрация – ощущение сильного препятствия на пути к значимой цели.

Важно! Препятствие полностью субъективное, в большинстве случаев его нет, или существует обходной путь достижения цели. Просто человек его не видит

Задача психолога – помочь отыскать решение трудной ситуации.

Усугубляется этот тяжелый период приближением смерти, у которой появляются вполне реальные сроки, а не как в молодости – «когда-нибудь». В это время происходит переоценка прошлого опыта.

Утрата смысла жизни в кризисе среднего возраста

Говорят, что к кризису более склонны психологически слабые люди. На деле это не совсем так. Просто у сильных личностей он проходит мягче из-за стрессоустойчивости, наличия реальных достижений, которые помогают быть уверенным в своей способности преодолеть любые трудности.

Кризис возраста: основные характеристики

Кризисы возраста проявляются в физиологических, гормональных и поведенческих изменениях. Комфортная ситуация развития рушится. Человеку приходится адаптироваться к новым условиям. Острота и продолжительность кризисов возрастного развития зависят от методов воспитания, социальных условий, индивидуальных характеристик. Главная задача человека, переживающего кризис – принять новую версию себя.

Продолжительность кризисов – от нескольких месяцев до 2 – 3 лет. Могут резко меняться качества человека (особенно ребенка). Тяжело определить четкие границы таких периодов: личность может осознать, что переживает перелом, лишь на его пике. Внимательные близкие могут быстрее заметить эти изменения.

Особенно четко видят наступление кризиса любящие родители. Ребенок становится трудновоспитуемым, неконтролируемым. Он конфликтует, становится беспричинно агрессивным, капризничает. У него снижаются любознательность, трудоспособность. Это отражается на успеваемости.

Как проявляется младенческий кризис в 1 год: основные признаки и характеристика

Ребенок познает мир в действии, в движении. У него пока нет возможности знакомиться с ним иначе (например, путем наблюдения). Он способен понять то, что предметы могут падать и разбиваться только путем сбрасывания их, но не путем зрительного анализа предметов и их свойств. Ребенок не способен рассуждать так: предметы имеют вес и падают вниз, если подвинуть на край стола — они потеряют устойчивость и упадут (поскольку предмет стеклянный, он, скорее всего, разобьется). Малыш просто двигает что-то к краю, повинуясь любопытству. Способность к обобщению у детей практически отсутствует, поэтому один упавший предмет не дает информацию о других предметах с аналогичными свойствами. Это действие малыш будет пробовать много раз. Нельзя ожидать от ребенка хода рассуждений подобно тому, который есть у взрослого.

Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений. Не нужно также ожидать, что он будет всегда следовать вашим запретам, если они касаются ограничения активности малыша.

Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут». Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности. А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель. К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству. Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста. Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).

Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят. Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.

Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое. Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем. Кроме того, двигательная активность для ребенка еще и способ сбросить негативные переживания, которые он еще не умеет перерабатывать иначе.

Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом. Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.

Причины возрастных кризисов

Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития.

Как преодолеть кризис среднего возраста мужчине

Для начала нужно сосредоточиться на главных элементах, провоцирующих кризисное состояние — финансы, семья, собственное тело и т. д. Эти составляющие будут служить ориентиром в нижеследующих советах.

Первое, что рекомендуется сделать — обратиться к специалисту по данной проблеме. Психологи не имеют универсального средства избавления от кризиса среднего возраста. Как помочь мужчине, психолог решает в каждом конкретном случае индивидуально. Обратившись к специалисту со своей проблемой, не старайтесь ее принизить. Не пытайтесь казаться сильнее, чем вы есть. Воля и сила безусловно должны присутствовать, но их нужно направлять на признание наличия этого кризиса и на поиск решения.

Вот основные советы по профилактике и преодолению кризисного состояния.

Регулярно, в меру своих сил занимайтесь спортом. Заставляйте себя, если нет желания. Спортивные упражнения улучшают как физическую, так и эмоциональную форму, дарят силы на ближайший день, нормализуют гормональный баланс. Занимаясь спортом, вы также даете мозгу небольшую передышку.
Не игнорируйте и не приуменьшайте появляющиеся проблемы со здоровьем и общим состоянием организма. Любой человек рано или поздно стареет — примите это как факт. Непризнание этой неизбежности сделает вам только хуже.
Примите себя таким, какой вы есть, со всеми своими идеями касаемо жизни и смерти. Некоторые личностные качества вы не в силах в себе изменить, а упущенные возможности не получится вернуть. Ошибки, совершенные вами ранее, также невозможно исправить. Так что самопринятие — единственно возможный вариант на данном этапе. Научитесь наслаждаться своим возрастом, и тогда вы с легкостью преодолеете испытания кризиса среднего возраста

Что делать, если смысла в этом вы не видите? Ответ один: просто полностью примите себя.
Важно не только самопринятие, но и принятие окружающих. Все взрослые люди в личностном плане уже сформировались, и сходиться с ними тяжелее, чем в молодые годы.
Станьте более открытыми в отношениях с родными, близкими и остальными людьми

Не ограничивайте при этом их свободу и уважайте их мнение.
Совершенствуйтесь и саморазвивайтесь. На этом этапе важно найти свое призвание и получать удовольствие от трудовой деятельности. Удовлетворение от выполненной работы и щедрое вознаграждение за ее выполнение будут для вас новым смыслом жизни.
Пройдите у психолога дополнительную профориентацию. Найдите в себе потенциал.
Займитесь планированием своей жизни с четкими и реалистичными целями на определенные периоды.
Не стесняйтесь мечтать. Вспомните, как вы это делали в детстве. Мечты могут быть странными и необязательно достижимыми. Иначе они превратятся в обычные планы, которых реально достичь.

Запрещенные действия

Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.

Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.

Психологи советуют не применять следующие меры:

  1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
  2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
  3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает

Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Как пережить возрастной кризис без потерь?

Когда человек в кризисе, он сталкивается со страхом и тревогой, не понимает, что происходит и ему кажется, что мир рушится и жизнь закончена. Что же делать?

1. Не паниковать. Любые процессы, которые происходят с психикой человека в процессе развития, заканчиваются. Все люди проходят этот период и точно выживают.

2. Дать себе время на переживания и переосмысление. Вы не робот, чтобы просто включить кнопку и делать по-другому. Психика медленно приспосабливается к изменениям. У человека обостряются чувства и переживания, мысли перескакивают от одной к другой

Но важно не убегать от этого, ведь переживания реальны, а понять какие они, позволить им быть и в конце – ответить на главный вопрос кризиса, в котором человек находится

3. Заручиться поддержкой других людей. Это могут быть друзья, семья, психотерапевт, тренер

Важно найти человека или нескольких людей, которым можно рассказать о своих переживаниях и сомнениях. Психотерапевт, например, поможет: разобраться в вашем состоянии; найти позитивные стороны; присвоить достижения; принять эмоции и разделить их вместе с вами; пережить тяжелые чувства (страх, обиду, стыд, вину)

Как понять, что кризис закончился?

Вы точно это почувствуете. Вы будете ощущать спокойствие, удовлетворение и подъем энергии. Вам покажется, что гора на плечах рассыпалась, а вы распрямили спину и гордо шагаете навстречу новому.

Возрастные кризисы – это часть жизни, которую нельзя проскочить или отбросить. Мы сталкиваемся с ними постоянно и не стоит их бояться. Они естественны и связаны с переходом на новый этап жизни, с новыми возможностями для человека. Кроме того, кризисы заканчиваются. Их просто нужно знать в лицо, быть готовым к их появлению и знать, что делать для их благополучного прохождения. Ведь слово «кризис» приобретает грани, становится объемным и вполне реальным, когда наполняешь его смыслом. А когда знаешь свой страх в глаза, он становится не таким и ужасающим.

Как общаться с подростком

Родителям придется полностью пересмотреть общение со своим чадом. Проблема в том, что перед взрослыми находится уже не маленький ребенок, который не может принимать решения, а еще не до конца сформировавшаяся личность.

Каким в таком случае должно быть поведение? Лучше придерживаться середины. Отказаться от тотального контроля, но и не допускать полной подростковой анархии. Молодым людям в данное время нужна свобода, но в разумных пределах. Как бы ребенок себя ни вел, он все еще нуждается в опоре в виде родителей.

Родителям стоит проявлять интерес к жизни подростка. Кризисные ситуации в подростковом возрасте – нормальное явление и порой требуют помощи со стороны взрослого.

Не стоит отмахиваться от детских проблем, считая их ерундой, не требующей внимания. Возможно, кажущаяся родителю мелкой проблема для подростка является настоящей трагедией, которую он не может разрешить.

С другой стороны, не стоит слишком давить на подростка, пытаясь выведать все его тайны. Следует стараться показывать, что мама и папа всегда придут к нему на помощь и поддержат в любой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *