Задержка речевого развития у ребенка

Признаки задержки речевого развития ребенка

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 — пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или — наоборот — чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Каждый родитель должен обращать внимание на эти признаки, а при их возникновении сразу обращаться к логопеду. Однако нужно знать, что нормы развития речи могут сильно варьироваться

Не рекомендуется сравнивать своего ребенка с остальным детьми. Становление речи — это индивидуальный процесс

Важно учитывать также то, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Хотя задержки речи у последних встречаются гораздо реже

Если ребенок в трехлетнем возрасте понимает, что ему говорят родители и выполняет все их просьбы, если у него не наблюдаются психические расстройства, то беспокоиться не нужно. Если у него имеются только проблемы с речью, то это может быть проявлением особой готовности к формированию речи. Обязательно нужно посетить врача, если ребенок абсолютно не может разговаривать после трех лет или если его речь невнятная.

Педагогическая коррекция

К специалисту обязательно нужно обратиться в случае задержки речевого развития у детей в 2 года, особенно если речь малыша непонятна даже близким людям. В работе с такими детьми специалисты используют музтерапию, арттерапию, методики сенсорно-предметной терапии, а также специальные способы разработки моторики. В частности, достаточно активно можно использовать пальчиковые игры.

Дома родители должны обеспечить ребенку возможность комплексной разработки мелкой моторики, для чего могут потребоваться:

  • паззлы;
  • мозаика;
  • конструктор;
  • шнуровки;
  • мячики и кубики разного размера;
  • пирамидки.

Нужно с ребенком лепить из пластилина, нанизывать бусинки на нитку, проводить рисование пальчиковыми красками, а также выполнять самые простые гравюры. Огромное значение имеет применение самых различных массажных методик и техник двигательной стимуляции для дополнительного развития ощущений и восприятия с самого раннего детства.

Специалисты для развития ребенка рекомендуют применять подвижные игры, которые помогают развивать навыки ориентирования в пространстве, менять темп движений, а также игры, где требуются речевые навыки.

Любые занятия обязательно должны проводиться систематически, именно поэтому, их нужно выполнять ежедневно и под контролем специалиста. Малышу в возрасте 3 лет нужно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы полностью проделывать дома все рекомендации доктора.

Широко применяется для проведения коррекции логопедический массаж. Для этого нужно воздействовать точечно на щеки, язык, мочки ушей и губы. Все упражнения, которые проводит дефектолог, направлены на развитие подвижности языка и слухового аппарата, а также мышц лица. Это могут быть скороговорки, подражания звукам, песни, сказкотерапия.

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда. Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде

Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. Главная задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

Остеопат о причинах заикания

Заикание и остеопатия – взаимосвязанные понятия. Среди первопричин проявления отклонений можно выделить физиологические и психические

Следует обратить особое внимание на следующие:

  • нарушения в работе слухового аппарата – ребенок не может правильно произносить слова, потому что не слышит звуков;
  • недоразвитые органы чувств или особенности в физиологическом развитии;
  • проблемы в функционировании центральной нервной системы, которые возникли в результате осложнений беременности и родов;
  • факторы окружающей среды – давление со стороны общества или родителей;
  • социальное воздействие;
  • наследственные факторы риска.

Достаточно сложно выявить причину, которая послужила развитию ЗРР. Это целый комплекс неблагоприятных факторов

Важно вовремя обратиться к доктору, чтобы назначить лечение. Это поможет справиться с проблемой и помочь ребенку влиться в общество

Таблица эффективности лечения ЗРР у остеопата

Если вовремя посетить специалиста, лечение будет более эффективным

Требуется целый комплекс процедур, а также особое внимание со стороны родителей. Ниже представлена наглядная таблица

ВозрастПризнаки
6 месяцевНе реагирует на обращения родителей.
8 месяцевНе повторяет слова за взрослыми.
1 годВ лексиконе малыша нет даже простых речевых оборотов.
2 годаСложности в запоминании новых лексических единиц.
3-4 годаНе получается составлять простые предложения.

При наличии перечисленных выше симптомов следует немедленно обращаться к остеопату. Как показывает практика, остеопатия эффективна на ранних этапах развития малыша.

Прогноз и средние сроки лечения при ЗРР

Сложно однозначно ответить на вопрос эффективности лечения. При серьезном поражении головного мозга сложно устранить причину. Возможно только ограничить негативное воздействие.

Длительность лечения зависит от тяжести заболевания. Зачастую хватает 2-3 недель. Один сеанс не превышает 45 минут. На начальных стадиях достаточно даже нескольких небольших процедур для заметного результата.

Формирование речи ребенка: нормы и критические периоды

Чем раньше родители обратили внимание на патологии в речевых навыках у ребенка, тем легче и эффективнее будет лечение. А для этого нужно понимать этапы формирования речи, возрастные нормы и критические периоды, когда риск появления патологий особенно велик

Процесс развития навыков устной речи:

От рождения и до 7 лет специалисты выделяют три критических периода для формирования языка. Это время, когда наблюдается пик в развитии речевых навыков. Опасность состоит в том, что даже незначительное негативное внешнее влияние в это время может стать причиной нарушения речевой функции.

Критические периоды:

  • 1-2 года. Период интенсивного развития отделов коры головного мозга, отвечающих за речь. При негативных условиях может развиться ЗРР или алалии;
  • 3 года. Период, когда пассивный запас слов переходит в активный, и развивается связная речь. Риск возникновения заикания и мутизма;
  • 6-7 лет. Структура речи усложняется, словарный запас значительно увеличивается. Неблагоприятные факторы на этом этапе могут стать причиной заикания или афазии.

Когда обращаться к специалисту?

Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.

Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.

Типичные байки в отношении речевого развития

Очень часто родители под влиянием советов знакомых и друзей затягивают посещение специалиста, упуская момент, когда отставание в речевом развитии могло пройти быстро и легко. Вот типичные баки, которыми объясняется подобное поведение.

«Это все генетика и врожденная особенность!»Соседки на лавочке, подруги и родственники готовы рассказывать истории о «волшебном» обретении ребенком дара речи в 3-4, а то и 5 лет. «Антоша не говорил до 4 лет, а потом начал разговаривать сразу предложениями!», — типичный пример подобных обнадеживающих высказываний.

Действительно, нет ничего невозможного и кроха, прежде произносивший около двух десятков слов, мог совершить подобный прорыв, но это крайне редкий случай (1 на 1000). Куда более вероятно иное объяснение: память человека крайне избирательна. Вероятнее всего, люди просто припоминают так называемый «лексический взрыв», приходящийся на возраст около двух лет. А память просто «сделала ребенка старше». И наоборот — кроха говорил довольно много, но переход к фразовой речи так врезался в память родителя, что количество произносимого до этого было мозгом приуменьшено.

«Ребенка отправят в специальный сад, а затем в школу, не надо рисковать!»Сколько несчастных родителей, напуганных подобным утверждением, пытались решить проблему самостоятельно, «по книжке» или выкладывая немалые суммы сторонним специалистам. Диагнозов в нашей стране бояться до сих пор.

Неврологи и логопеды приводят поразительную статистику. Так, большинство детей до 3 лет, чьи родители обратились к врачам по поводу отставания малыша в речевом развитии, получали диагноз ЗРР (задержка речевого развития). При обращении же к специалисту после 5 лет, лишь 20 % детей получат данный неосложненный диагноз. Большинство увидит уже другую запись: ЗПРР (задержка психо-речевого развития), поскольку речь тесно связана с развитием и формированием интеллектуальных, эмоционально-волевых и мыслительных процессов.

При этом длительность корректировки и количество необходимых специалистов будет увеличиваться пропорционально упущенному времени. Так, если большинству детей 2-3 лет бывает достаточно 1-2 занятий с логопедом в неделю и курса медикаментов, то после 4-5 лет, особенно в случае постановки диагноза ЗПРР, посещение логопеда будет рекомендовано ежедневное, а так же необходимо будет, хотя два раза в неделю встречаться с детским психологом и ежемесячно с неврологом.

«Наверстать можно всегда»Увы — нет. Активное усвоение речи происходит у ребенка в возрасте до 7 лет. Если коррекция начата слишком поздно, у крохи остается чересчур мало времени для активного освоения грамматических и лексических закономерностей языка.

В случае с такими заболеваниями как алалия (если у ребенка вообще отсутствует речь, в том числе словоподрожание) вероятность что он заговорит после 6 лет, составляет всего 0,2 %. В возрасте после 8 лет ребенок уже не способен полноценно освоить речь и придется искать иные методы коммуникации.

К какому специалисту обращаться?

При выявлении проблем с речью у ребенка первое, что необходимо сделать — посоветоваться с педиатром. Сразу после педиатра необходимо будет посетить:

  • Сурдолога. Он определит, есть ли у ребенка физиологические особенности, препятствующие нормальному развитию речи.
  • Невропатолога для выявления иных причин возникновения ЗРР.

Исходя из результатов осмотра, могут быть могут потребоваться дополнительные исследования (ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ). Будут даны и рекомендации относительно целесообразности посещения других специалистов (детский психолог или даже детский психиатр, дефектолог, логопед).

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра
Описание
Угадай-ка
Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит
Имитация
Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное

Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков
На прогулке
Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их

В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их
Домашний оркестр
Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал
Скажи, что звучит
Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Упражнение, играОписание
Монохромная мозаикаДля проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук
ПовториМатериалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)
Найти паруПонадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

ЛабиринтУпражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуруСложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Задержка речевого развития

ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.

Признаки ЗРР

Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:

  • на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
  • отсутствует реакция на внешние звуки;
  • неспособность к двум годам произносить полностью слова;
  • в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
  • полное отсутствие речи к трем годам;
  • для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.

Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.

Причины ЗРР

После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.

По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:

Органические
  • наследственные патологии,
  • патологии, осложнения в пренатальный период,
  • осложнения при родах
Функциональные
  • патологии НС,
  • соматические заболевания,
  • последствия перенесенных болезней в первые годы жизни
Психоневрологические
  • нарушения в работе сенсорной системы,
  • особенность психики,
  • неравномерное формирование отделов речевой системы
Социально-психологические
  • специфика внутрисемейного воспитания,
  • перенесенная психологическая или эмоциональная травма, сильный стресс,
  • сиротство

Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.

Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».

Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.

Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.

Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:

  • прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
  • методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
  • занятия с логопедом и психологом;
  • контроль режима дня и уровня физической нагрузки.

Энцефалопатия с ЗРР

Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.

Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.

Прогноз ЗРР

В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:

  • отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
  • проблемы с учебой;
  • сложности в социализации;
  • формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.

Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата

Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *