Социальная адаптация и ее виды

Содержание:

Признаки адаптации

Каждый вид адаптации имеет свои специфические особенности и признаки, по которым можно проследить процесс привыкания организма к новой среде.

Признаки физиологической адаптации:

  • процессы эволюционного приспособления;
  • сохранение способности к воспроизводству потомства;
  • приобретение новых физиологических особенностей, необходимых для выживания;
  • способность к акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов.

Признаки социальной адаптации:

  • установление активной коммуникации человека с другими членами социума:
  • повышение работоспособности и творческого потенциала;
  • оптимистичный настрой;
  • готовность помочь и поддержать другого человека.

Признаки психологической адаптации:

  • внутренний психологический комфорт личности;
  • баланс положительных и негативных эмоций;
  • гармоничное существование в условиях новой среды.

Биологический аспект адаптации

Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды.

Из определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека. Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переооценить.

Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.

Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту. Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые (но не все!) биологические процессы и состояния. Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.

Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.

Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые.

Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.

Именно для более успешной адаптации в природных условиях и к жизни в социуме людьми были придуманы жилища, одежда, обувь, посуда, средства передвижения, электрические приборы и многое другое.

Благодаря разуму человека даже у лиц с ограниченными возможностями есть шанс прекрасно адаптироваться к жизни. Существуют аппараты коррекции нарушений и компенсации отсутствующих функций у людей и животных. Простой пример: с плохим зрением очень тяжело выжить как в природных, так и в городских условиях. Для коррекции зрения были изобретены специальные оптические линзы и придуманы очки.

Без биологической адаптации организма человека невозможна и социально-психологическая адаптация его личности. Биологический аспект адаптации всегда присутствует в процессе социальной-психологической адаптации.

Приспособления к среде обитания

  • Освещенность. У растений – это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им — сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья физиологическая адаптация рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
  • Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 оС. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.

Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.

Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.

Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.

Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.

Что еще возможно?

Викарная адаптация предполагает усвоение некоторой модели поведения, понимание ее актуальности и последствий совершаемых действий. Обычно наблюдается такая адаптация после знакомства с моделями поведения известных и знаменитых, успешных индивидуумов. Некоторые подражают персонажам фильмов или своим знакомым.

Латентная адаптация основана на получении сигналов окружающего пространства. Некоторые из них осознаются, другие воспринимаются нечетко, третьи вовсе не воспринимаются сознанием. Мозг формирует когнитивную карту мира, в котором особь вынуждена выживать, и определяет, какой ответ на ситуацию в новой обстановке будет оптимальным. Такое развитие адаптации подтверждено проведением экскрементов с крысами, способными обнаруживать путь к еде через лабиринт. В частности, ученые сперва обучали дороге, затем заливали лабиринт водой. Животное по-прежнему добиралось до пищи, хотя и вынуждено было для этого применить иные двигательные реакции.

Польза и вред

Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.

Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Понятие и задачи

Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

Шевеление волосами


0 Самые древние представители копытных Северной Америки, последние из семейства вилороговых, которое когда-то насчитывало 70 видов, вилороги — сами по себе уникальны. А еще они — серебряные чемпионы по бегу среди животных: разгоняются до 67 км/ч, уступая в скорости лишь гепардам. Но самое главное — у вилорогов чрезвычайно развиты мускулы, и есть среди них особенные, позволяющие менять угол наклона волос относительно кожи. Если холодно — вилороги кладут шерсть горизонтально, если жарко и нужно охладиться — взъерошивают волосы. Эта адаптационная система помогает вилорогам в минуты опасности: заметив угрозу, одно из животных, стоящее на стреме, взъерошивает волосы своего белого «зеркала» — пятна вокруг хвоста. Заметив сигнал сторожа, другие члены стада так же делают пушистым свой зад, предупреждая остальных. Этот знак тревоги можно заметить невооруженным глазом более чем за 4 км.

Найдено научных статей по теме — 15

Функциональные состояния и адаптация работника

Костина Юлиана Сергеевна, Миронова Елена Рубеновна

В данной статье исследованы подходы, связанные с определением влияния функционального состояния на осуществление трудовой деятельности и адаптацию работника.

Функциональная адаптация школьников к учебному процессу

Семенова Людмила Михайловна, Семенова Татьяна Олеговна, Яковлева Любовь Максимовна

Адаптация к учебному процессу и новой социальной среде для большинства первоклассников сопровождается психоэмоциональным напряжением и влияет на психофизиологическое состояние, а также на иммунную систему и здоровье ребенка.

Функциональное состояние и адаптационные резервы организма

Похачевский А. Л., Михайлов В. М., Груздев А. А., Петровицкий А. А., Садков А. В., Колесов Н. В., Фомичев А. В., Ссорин С. С., Глушков С. А., Ханыкова С. В.

В результате исследования трех групп спортсменов и группы практически здоровых пациентов, не имеющих систематических физических нагрузок в недельном микроцикле, с помощью спектрального анализа вариабельности ритма сердца выявлены

Современноинновационные методы оценки функциональной адаптации учащихся

Калюжный Евгений Александрович, Красникова Людмила Ивановна, Русакова Наталья Леонидовна, Ибрагимова Эвелина Эдуардовна, Любаев Александр Владимирович, Плакунова Алена Игоревна

Представлены концептуальные направления исследования функции кардиореспираторной системы с привлечением интегральных показателей дыхания и кровообращения характеризующих адаптационные возможности учащихся Нижегородской области.

Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов

Карпенко Ю. Д.

Изучили динамику функционального состояния и адаптационных процессов у студентов в период обучения в вузе.

Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности

Богомолов Александр Михайлович

Рассматриваются проблемы определения структуры и оценки адаптационного потенциала личности в контексте структурно-функционального подхода, анализируются свойства и функции потенциала адаптации как сложной системы.

Некоторые функциональные особенности школьников в период адаптации к обучению

Порецкова Галина Юрьевна, Печкуров Дмитрий Владимирович, Емелина Анна Александровна

В статье приводятся данные о некоторых изменения функциональных систем у школьников, возникающих в периоде адаптации к обучению.

Коррекция функциональной адаптации студенток с отклонениямив состоянии здоровья

Приходько В.И., Насанович Д.Н.

Проведен сравнительный анализ оздоровительных программ, разработанных для применения в физическом воспитании студенток с отклонениями в состоянии здоровья.

УЧИТЕЛЯ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глебов Виктор Васильевич

Функциональное состояние и адаптационные процессы учителей средней школы столичного мегаполиса. Состояние работы функциональных систем и психоэмоциональной сферы.

Реакции неспецифической адаптации и функциональное состояние организма пожилых лиц

Власова Ирина Андреевна

В настоящей работе представлены результаты изучения неспецифической адаптивной реактивности и функционального состояния организма пожилых лиц, занимающихся оздоровительными тренировками.

Оценка функциональной адаптации трансплантированного сердца в организме реципиента

Покровский В.М., Абушкевич В.Г., Похотько А.Г., Барбухатти К.О., Смолина Е.Г., Майнгарт С.В.

Значительное развитие в клинической практике трансплантации сердца позволило внедрить эти операции в большинстве крупнейших кардиальных центров в мире.

Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов

Сетко Н.П., Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Е.Б.

В статье представлены данные об особенностях функционального состояния студентов высшего образовательного медицинского учреждения 1-6-го курсов обучения. Результаты получены с помощью вариационной пульсометрии.

Изменение функционального состояния системы пищеварения при кратковременной адаптации

Пацевич Ю. Л., Салюк В. И.

Целью нашего исследования являлось выявление донозологических изменений физиологических систем организм при кратковременной адаптации.

Виды социально-психологической адаптации

Немаловажную роль в психологической адаптации личности играет сфера жизнедеятельности. В связи с этим выделяются основные виды психологической адаптации:

  1. Социальная и психологическая адаптация личности – вид адаптации, в котором личность проходит последовательно несколько этапов как социальной, так и психологической приспосабливаемости к новым условиям, но эти эта последовательны, и не пересекаются друг с другом;
  2. Социально-психологическая адаптация личности – вид адаптации, при которой человек проходит этапы, которые обладают и социальными, и психологическими свойствами, которые неразрывно взаимосвязаны друг с другом;
  3. Профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности. В данном случае личности необходимо пройти все этапы приспособления, опираясь при этом не только на свои эмоциональные и психологические особенности, но и на врожденные и приобретенные профессиональные умения и навыки. Главная цель такого вида социально-психологической адаптации – полностью закрепиться в трудовой среде, а также наладить профессиональные отношения с коллективом и руководством предприятия или организации на основе одной идеи;
  4. Экологическая психологическая адаптация личности. В этом виде адаптации исследователи прослеживают следующую особенность: личности необходимо приспособиться к новым условиям, которые отличаются от его привычных экологическим или климатическим аспектом, а также при связи экологического и климатического аспектов.

Современные исследователи психоаналитического направления различают также две разновидности адаптации — аллопластическую и аутопластическую.

Аллопластическая адаптация осуществляется посредством тех изменений во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями. Таким образом, адаптация происходит только в процессе деятельности, и без нее невозможно приобщение и слияние с окружающей действительностью.

Аутопластическая адаптация осуществляется за счет изменений личности (структуры, умений, навыков, знаний, как врожденных, так и приобретенных). С помощью этих изменений личность человека приспосабливается к среде. Это значит, что не личность изменяет окружение, а окружающая действительность оказывает влияние на личность, и это ведет к ее адаптации, как социальной, так и психологической.

Похожие термины:

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм

процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп

повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн

совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти

процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр

Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся

При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле

социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям

Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос

приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.

способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу

Принцип адаптивности

Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.

Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.

Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий. Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие. Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.

Гомеостатический вариант адаптивности лежит в основе многих, на первый взгляд, непохожих психологических концепциях: теория личности К. Левина; психоанализ З. Фрейда; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; в необихевиористских концепциях.

В гуманистической психологии гомеостатическая идея противопоставляется идеи стремления к напряжению, тяготению к нарушению равновесия.

Во всех представленных концепциях личность противопоставляется социальной среде, поведение человека подчиняется заранее обусловленной конечной цели – обретение равновесия с обществом, посредством достижения равновесия и душевной гармонии с самим собой с помощью процесса самоактуализации, то есть принятия себя таким, каким сделала природа, невзирая на помощь или помехи общества.

Второй вариант – гедонистический принцип адаптивности предполагает, что любые поведенческие акты человека ориентированы на увеличение удовольствия и уменьшение страданий, особенно отрицательных эмоций. В повседневной жизни часто встречается гедонистический принцип адаптивности примеры его проявления можно наблюдать, когда человек пытается так приспособиться к ситуации, чтобы извлечь из нее пользу и удовольствие. Вместе с тем существуют факты, которые иллюстрируют наличие действий личности, абсолютно противоположных к влечению достичь наслаждения и избежать страданий.

Гедонистический принцип адаптивности примеры его можно наблюдать не только в ситуации самопожертвования или героизма, но и в повседневной работе человека, где большая часть действий направляется не на получение удовольствия, а на рабочую цель.

Третий вариант – прагматический вариант чаще всего встречается в когнитивной и в функциональной психологии, где он выступает в качестве суждения о том, что любые оптимальные действия человека направляются на максимизацию получения пользы и эффекта, используя минимальные затраты.

Прагматический принцип адаптивности предполагает, что даже если принятое человеком решение кажется ему неразумным, он одинаково допускает, что такое решение вполне логично и обоснованно. Любое решение способствует оптимизации психологической пользы, даже если сам человек будет потом приходить в искреннее удивление собственному выбору.

Прагматический вариант исходит из определения личности, как разумного и логичного человека, и тем же самым всякого действия человека, как разумного и рационального. Из этого выходит, что при анализе развития и формирования человека в его индивидуальных жизненных обстоятельствах, различные проявления, которые не вписываются в рамки логичного действия, отбрасываются, также не принимаются немотивированные поступки личности.

Психологи, антропологи, археологи пытаются найти объяснения выражениям сущности личности на ее индивидуальном жизненном пути, в истории общества в рациональных приспособительных образованиях – утилитарной эффективной деятельности и ее продуктах. При всем этом подходящий прагматическому варианту принципа адаптивности образ «рационального человека» дополняется, подтверждается, а большинство из неутилитарных проявлений из жизни личности и общества воспринимаются, как недостойные внимания, бесполезные и странные.

Все три варианта принципа адаптивности имеют в своей основе то, что во всех их троих поведение человека направлено на изначально предусмотренную цель. Подчинение активности прежде данной норме или предусмотренной цели составляет особенность поведения человека, которое характеризуется, как адаптивное.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *