Виды апраксий и их клиническая характеристика

Виды апраксий

Обычно различают ограниченную апраксию и двустороннюю. Для первой присущи нарушения движений, появляющиеся лишь на половине туловища либо лица, для второй – двустороннее повреждение лобного сегмента либо диффузная двухстороння патология коры головного мозга.

Кроме того разновидность патологии обусловлена местом локализации очагов патологии в мозговых структурах.

Выделяют следующие виды апраксий: регуляторную, моторную, динамическую, кортикальную, билатеральную апраксию.

Кортикальная апраксия зарождается при повреждении коры превалирующего полушария мозга. Вследствие этого наблюдается преобразование моторной зоны коры на поврежденном сегменте.

Моторная апраксия выражается невозможностью воспроизведения операций по подражанию и спонтанных двигательных актов. Чаще рассматриваемая разновидность недуга бывает ограниченной. Она подразделяется в свой черед на идеокинетическую и мелокинетическую. При первой – больной выполнять осознанно элементарные действия не способен, но случайно совершить их он может. Простые двигательные операции не по заданию пациент правильно воспроизводит, но обычно путает действия (дотрагивается до глаз, вместо рта).

Мелокинетическая моторная апраксия обнаруживается в нарушении структуры манипуляции, составляющей определенное движение и замене ее операциями по типу раздвигания пальцев взамен сжатия в кулак пальцев.

Регуляторная апраксия проявляется расстройством сложных, последовательных двигательных операций, нарушением регуляции действий и подчинения манипуляций заданной программе, сложносоставными системными персеверациями. Данная разновидность отклонения характеризуется не доведением до завершения двигательной операции, нарушением целеполагания, расстройством контроля и программирования. Возникает она по причине поражения префронтального сегмента коры мозга.

Динамическая апраксия обнаруживается в невозможности совершения серии последовательных манипуляций, являющихся основой разнообразных двигательных операций, двигательными персеверациями. Это состояние определяется расстройством автоматизации двигательных актов, а также патологической инертностью. Для него характерны отклонения в навыках, используемых для трансформации действий в сложные. Чаще отмечается при поражениях премоторного сегмента коры и вторичной моторной зоны (дополнительная моторная кора).

Билатеральная апраксия являет собой двустороннюю патологию. Зарождается при расположении очагов патологии в нижнем теменном сегменте главенствующего полушария мозга. Данная разновидность опасна возникновением расстройства взаимодействия двух мозговых полушарий.

При повреждении лобного сегмента может возникать оральная апраксия, выражающаяся отклонениями в сложных движениях, производимых языком и губами. Другими словами, пациент по инструкции осуществить действия с участием мускулатуры речевого аппарата не способен (например, произвести определенные звуки или облизать губы).

Пространственная апраксия возникает при повреждении теменных зон и затылочных сегментов коры. При совершении сложносоставных двигательных операций проявляется расстройством пространственных соотношений.

Симптоматика

Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.

Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:

  • сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
  • трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
  • скованность двигательных операций;
  • ходьба мелкими шажками;
  • затруднение процесса одевания;
  • невнятность речи;
  • отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
  • нарушение временной и пространственной ориентировки;
  • проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
  • невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
  • устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.

Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • агрессия;
  • склонность к депрессивному состоянию.

При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.

Классификация заболевания

Специалисты различаются несколько видов заболевания в зависимости от степени прогрессирования:

При поражении этих частей мозга развивается оральная апраксия

  • односторонняя апраксия, которая характеризуется нарушениями двигательной системы лишь с одной стороны;
  • двухсторонняя апраксия, характеризующаяся диффузным поражением коры или лобной доли.

Клинические проявления заболевания всецело зависят от того, как продолжает функционировать пораженный мозговой участок. Кроме того, апраксия различается также по месту локализации нарушений, таким образом, выделяют следующие виды заболевания:

  1. Лобная или регуляторная обуславливается нарушениями регуляции выполняемых движений. При этом поражается кора префронтальной области мозговых полушарий. Как результат возникают нарушения сложных двигательных актов, имеющих последовательное течение. Таким образом, выполняемые движения не доводятся до конца.
  2. Идеомоторная или моторная подразумевает собой невозможность выполнения действий, которые были запланированы.
  3. Премоторная или динамическая форма заболевания характеризуется дезавтоматизацией и патологической инертностью движений. При этом нарушаются навыки, отвечающие за перевод движений в систему более сложных. Зачастую встречается этот вид апраксии в том случае, если была поражена премоторная зона коры головного мозга или цитоархитектоническое поле Бодмана.
  4. Кортикальная форма возникает в результате поражения коры доминирующего полушария головного мозга. При этом происходит преобразование моторной области коры мозга на той стороне, которая была повреждена.
  5. Билатеральная форма представляет собой форму заболевания, которая поражает с двух сторон и возникает при очагах патологии локализующихся в нижней теменной доле доминирующего полушария головного мозга. В результате развития этой формы могут возникнуть нарушения взаимодействия двух полушарий.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия классифицируется следующим образом:

  1. Акинетическая или психомоторная апраксия – расстройство, при котором отсутствуют побуждения к выполнению тех или иных движений.
  2. Амнестическая форма нарушения подразумевает отклонения в системе произвольных движений, но при этом остаются подражательные. При этом у пациента теряются воспоминания о том, каким должно быть следующее движение.
  3. При идеаторной форме у пациента возникают проблемы с составлением плана последовательных движений, которые требуются для того, чтобы иметь возможность осуществлять сложные действия.
  4. При идеокинетической форме теряются навыки выполнения целенаправленных элементарных движений, хотя остаются способности к выполнению случайных действий.
  5. Кинестическая или афферентная апраксия характеризуется расстройствами кинестетической афферентации, а вследствие этого нарушениями при выполнении произвольных движений и их поиске. Таким образом, человек, страдающий от патологии, не может придать конечности желанную форму и невозможно выполнять такие движения, как расчесывание, поглаживание и прочее.
  6. При конструктивной апраксии теряется навык составления из частей целого предмета.
  7. При апраксии одевания возникают проблемы при надевании наряда, в частности из-за того, что человек путает, как должна сидеть одежда, и на какую ногу обувать левый и правый ботинок. Такая патология возникает при поражении правого полушария головного мозга.
  8. При оральной апраксии теряются навыки выполнения сложных движений губами и языком, а вследствие этого появляются проблемы с речью.
  9. И наконец, стоит отметить, что афферентная форма нарушения может привести к проблемам с речью.

Выделяются следующие типы кинестической моторной афазии:

  • пространственная форма, при которой у человека появляются проблемы с ориентацией в пространстве, а также появляются трудности при желании принять определенную позу;
  • апраксия ходьбы характеризуется нарушением при выполнении передвижений, хотя отсутствуют двигательные, вестибулярные и прочие нарушения.

Методы лечения

Разные виды данной болезни имеют неодинаковую возможность лечения. Однако во многих случаях от заболевания можно успешно избавиться или хотя бы купировать его.

Консервативное лечение апраксии предполагает приём определённых препаратов. Это ноотропные средства, препараты для улучшения мозгового кровообращения, лекарства, нормализующие кровяной тонус, антиагреганты, антихолинэстеразные вещества. Большое значение имеют и специфические методы лечения: трудотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом, приём у психолога. В ряде случаев способность к сложным действиям можно скорректировать, внимательно наблюдая за своими движениями. В некоторых случаях применяют хирургическое лечение апраксии, особенно если болезнь вызвана новообразованиями в головном мозге.

Замечено, что пациенты разного возраста излечиваются с разной степенью успешности. Наиболее быстро и легко происходит восстановление «праксиса» у детей, а во взрослом, пожилом и старческом возрасте излечение происходит медленнее и менее успешно.

Следует заметить, что если некоторые виды нарушений праксиса остаются незаметными для больного и окружающих, то другие существенно ограничивают жизнедеятельность пострадавшего, и за ним устанавливается тщательное наблюдение и уход. Особенно тяжёлыми являются такие виды заболевания, как, например, нарушение пространственного восприятия; самостоятельное передвижение для таких людей может представлять серьёзную опасность. Кроме того, многие виды апраксии негативно сказываются на профессиональной деятельности и делают невозможной карьеру в ряде профессий. Это может наносить пострадавшим психологическую травму, поскольку все остальные «составляющие» сознания у них сохраняются.

В целом человек, к примеру, способен водить автомобиль, хочет это делать и ранее мог быть нормальным водителем; нарушение «праксиса» лишило его этой возможности, что явилось для него психологическим ударом. Таким людям необходима консультация психолога. Нельзя допускать, чтобы человек был начисто «вычеркнут» из жизни. Можно организовать подбор профессии и подходящего вида деятельности, где двигательные нарушения не будут играть существенной роли. К примеру, если болезнь выражается в нарушении ходьбы, то человек вполне способен работать за компьютером. Нарушение речи не препятствует писательской деятельности. Известны актёры, политики и другие знаменитости, имеют ту или иную разновидность этой болезни.

Один из известных людей, страдающих расстройством «праксиса», — актёр Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в серии фильмов о нём. Несмотря на своё заболевание (он, в частности, не может завязывать шнурки на обуви), он продолжает сниматься и ведёт полноценную творческую и общественную жизнь. Рэдклифф нередко даёт советы тем, кто страдает той же болезнью, и старается всячески их поддержать. В 2020 году актёр сыграл главную роль в очередном фильме – сериале «Чудотворцы».

В целом можно сказать, что апраксия – не настолько тяжёлое заболевание, чтобы превращать человека в «овощ». Серьёзные двигательные нарушения, распространяющиеся на всё тело, происходят довольно редко. Бывало, что люди с куда более серьёзными заболеваниями продолжали нормальную жизнь и даже не уходили из своих профессий. Рок-музыкант Сэт Путнам продолжал быть вокалистом своей группы даже после того, как у него оказалась полностью парализована половина тела.

Дисперсия у детей

Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

Очень раннее детство

Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

  • Сидеть.
  • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
  • Ходить.
  • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
  • Stand.
  • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
  • Создайте словарь.

Ранее детство

В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
  • Многим будет сложно одеваться.
  • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
  • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
  • Проблемы обработки мысли.
  • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
  • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
  • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
  • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
  • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
  • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

В дошкольном возрасте также распространены следующие:

  • Находит это трудно поддерживать друзей.
  • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
  • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
  • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
  • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

Позднее в детстве

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
  • Пытается избежать занятий спортом.
  • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
  • Математика и письмо сложны.
  • Тратит много времени на то, чтобы писать.
  • Не следует инструкциям.
  • Не запоминает инструкции.
  • Плохо организовано.

Диагностика и оказание помощи

Для того чтобы диагностировать заболевание проводится ряд мероприятий:

  • анализ анамнеза и жалоб патологии;
  • осмотр неврологом;
  • осмотр нейропсихологом;
  • проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • нередко пациент посещает кабинет нейрохирурга и психолога.

Медикаментозное лечение в этом случае отсутствует, а препараты не способны даже замедлить развитие заболевания. Кроме того, чтобы бороться с патологией и ее последствиями осуществляются следующие действия:

  • контролируется кровяное давление, и назначаются препараты, которые способны улучшить питание и кровоток в головном мозгу;
  • хирургическое вмешательство (удаляется опухоль).

Специалист, который наблюдает пациента, составляет индивидуальный план терапевтической программы, которая подразумевает такие процедуры:

  • физиотерапия;
  • трудотерапия;
  • когнитивный метод реабилитации;
  • занятия с логопедом.

Методы помощи при заболевании во многом зависят от деталей. Например, очень важен возраст пациента, степень поражения и характер патологии.

Несмотря на то, что как такового лечения не существует на сегодняшний день, вышеперечисленные процедуры позволяют хотя бы частично восстановить функционирование. Физиотерапия является наиболее эффективным методом, так как со временем наблюдаются улучшения функций организма.

Лечение, а точнее поддерживающая терапия – это довольно трудный и длительный процесс, который требует настойчивости и терпения.

Поэтому, не стоит затягивать с походом к врачу, если появились подозрения на заболевание. В зависимости от причин будет осуществлено направление к психиатру или неврологу.

Помимо того, что для пациента разрабатывается индивидуальный комплекс восстановительных и поддерживающих процедур, следует окружить его заботой. Потребуется дополнительно психолог, сиделка, ведь не всегда родные и социальный работник смогут находиться рядом с пациентом.

Причины

Ученые считают, что причиной возникновения такой проблемы являются различного рода повреждения мозга, к ним можно отнести некоторые патологические процессы которые происходят в нем, например опухоли или поражения различных участков.

Также влияют дегенеративные явления, которые зачастую локализуются в теменных сегментах. Информацию о жизненно важных стратегиях действия сохраняет именно этот участок, помогает понять, как реагировать в той или иной ситуации.

Поэтому именно повреждение определенных участков мозга, а точнее теменных и зон, которые с ним связанны, приводят к возникновению данного нарушения.

Реже такое заболевание возникает вследствие разрушения мозолистого тела, поражения лобных и премоторных участков коры

Именно эти структуры отвечают за координацию движений, что важно при выполнении достаточно сложных движений и манипуляций. Причиной повреждения определенных структур или участков мозга могут быть различные инфекционные заболевания, опухолевые образования, дегенеративные процессы или травмы головы

Патологические процессы могут стать причиной развития апраксии. Это различные воспалительные процессы участков мозга, нарушения кровоснабжения, травмы, которые стали причиной слабоумия, развитие заболеваний, при которых клетки мозга постепенно отмирают, это болезни Паркинсона и Альцгеймера.

Это отклонение чаще несет органический характер, например оральная апраксия – это нарушение работы мышц лица, также могут быть проблемы в работе мышц только половины туловища или одной конечности. Если наблюдается левосторонняя апраксия, это свидетельствует о повреждении мозолистого тела.

К основным факторам, которые провоцируют развитие апраксии, относят серьезные нарушения в кровоснабжении мозга, в результате чего происходит поражение тканей, так называемый ишемический инсульт. В результате развития данного нарушения мозговые структуры теряют свои функции из-за плохого кровоснабжения тканей, в следствии возникает кинестетическая апраксия. Если у пациента наблюдается церебральный синдром, возникает апраксия ходьбы.

Коррекция диспраксии

Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР).  Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

  • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
  • нейропсихологическая коррекция;
  • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
  • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
  • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

Если у вашего ребенка поставлен диагноз «диспраксия» и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

Симптомы и признаки

Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.

У детей младше 3 лет

У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:

  • в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
  • первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
  • при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
  • во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
  • при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.

Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.

У детей старше 3 лет

Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.

У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:

  • ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
  • дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
  • присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
  • сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
  • во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
  • плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;
  • нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
  • при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).

Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

Лечение

В настоящее время не разработано методов, специально направленных на лечение такой болезни, как глазодвигательная апраксия или любой иной разновидности патологии. Терапия делает ударение на устранение этиологического фактора консервативным или операбельным путями.

Часто пациентам предписывают прием таких лекарств:

  • ноотропные средства;
  • антиагреганты;
  • таблетки для улучшения мозгового кровотока;
  • антихолинэстеразные вещества;
  • препараты, направленные на нормализацию кровяного тонуса.

Индивидуально составленная терапия в обязательном порядке должна включать:

  • лечебный массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • трудотерапию;
  • работу с психологом;
  • занятия с логопедом — показаны пациентам, у которых была диагностирована речевая форма болезни;
  • курс ЛФК.

Пациенты с подобным диагнозом нуждаются в постоянном уходе и присмотре.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист

В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Преимущества реабилитации в

Большой опыт и внимательность позволяют нашим специалистам находить подход к больным, подбирать оптимальные в конкретном случае методы реабилитации. Мы считаем, что в медицине не может быть мелочей: в нашем центре работают только грамотные квалифицированные специалисты (от сотрудников администрации и сиделок до врачей), мы используем новое современное и при этом доказавшее свою эффективность оборудование и методики, придерживаемся индивидуального и мультидисциплинарного подхода, наши психологи и психотерапевты всегда готовы помочь пациентам справиться с депрессией и принять новые условия жизни

Также мы продумали архитектуру центра: широкие дверные проемы, беспороговое противоскользящее покрытие, пандусы и поручни особенны важно для людей с ограниченными возможностями

Мы хотим, чтобы ваше благополучие не зависело от обстоятельств!

Какие виды бывают?

В зависимости от типа поражения нервной системы абазия бывает таких форм:

  1. Подкорковая может развиться при поражениях подкорковых ганглиев или таламуса (образований, расположенных в глубине головного мозга). Больной теряет способность стоять и ходить, а в положении стоя без опоры вообще падает либо вперед, либо назад. Если пациента поддерживать под руки, то он может имитировать ногами ходьбу.
  2. При лобной абазии человек не может не только ходить и стоять, но также и сидеть. Она развивается, когда поражены лобные доли головного мозга. Сочетается это заболевание и с другими формами лобной абазии: оральными автоматизмы (вытягивание губ трубочкой, нечленораздельная речь, причмокивание и так далее).
  3. Психогенная всегда связана с истерией, а нарушения в системе координации мышечного тонуса зачастую возникают из-за какой-либо психотравмирующей ситуации (болезнь родного человека, сильная обида и тому подобное).

Виды диспраксии

Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

Наиболее часто выделяют следующие виды:

  • моторная (кинетическая) – трудности связаны с выполнением наиболее простых, одношаговых задач и предметных действий (расчесывание, пожимание руки, приветствие и прощание и др.), в том числе подражательных;
  • идеаторная – нарушение составления схемы сложного действия, моторной программы;
  • идеомоторная — трудности вызывает выполнение серии последовательных движений (уборка кровати, чистка зубов, заваривание чая и пр.);
  • артикуляционная (артикуляторная, вербальная) диспраксия – неясная, смазанная речь вследствие затрудненной координации мышц, непосредственно отвечающих за произнесение звуков, и нарушения обработки кинестетической информации от артикуляторного аппарата, вследствие чего затрудняется реализация артикуляционных поз;
  • конструктивная – проявляется сложностями овладения конструктивной деятельности (игры с конструктором, понимание геометрических законов, копирование изображения и пр.);
  • пространственная – трудности овладения понятиями «право-лево», «верх-низ», нарушение ориентации собственного тела в пространстве;
  • выразительная (мимическая) – неспособность выразить эмоциональное состояние через мимику или несоответствие выражения лица окружающей ситуации;
  • кинестетическая – трудности подбора двигательной позы из-за недостаточности сенсорной информации от кинестетического анализатора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *