Что такое аутизм (расстройство аутистического спектра)
Содержание:
- Диагностика
- Симптомы аутизма у взрослых
- Признаки
- Когда отрезан от коллективного разума
- Лечение аутизма
- Характерные признаки заболевания
- Жизнь подростка-аутиста
- Проблемы в обществе, жизни, социализации, образовании
- Надо не вытаскивать ребенка из аутизма, а выманивать
- Виды и классификация
- НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
- Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами
- Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами
Диагностика
Определить заболевание и подтвердить диагноз поможет психиатр. Больной сам обращается к врачу или же его родственники, если не получается наладить контакт с человеком. Близкие люди также помогут специалисту, описав поведение и состояние пациента.
Название | Описание |
RAADS-R | Исследование помогает исключить или подтвердить развитие невроза, шизофрении или депрессии. |
Aspie Quiz | Тест предусматривает 150 вопросов, на которые необходимо ответить пациенту. |
Торонтская шкала алекситимии | Для обследования используются внешние раздражители. Результаты помогут оценить функционирование соматической и нервной системы. |
SPQ | Диагностический метод, который необходим для исключения шизотипического состояния. |
EQ | Оценивается эмоциональное состояние аутиста. |
SQ | Обследование помогает определить уровень эмпатии и склонность к систематизации. |
Электроэнцефалография | Диагностика позволяет исключить эпилептические очаги. |
Ультразвуковое исследование (УЗИ) | Обследуется головной мозг и его отделы на предмет обнаружения повреждений или аномальных развитий, которые спровоцировали патологические процессы. |
Аудиометрия | Исследования позволяют оценить состояние слуха. |
Важно дифференцировать заболевание, поскольку аутизм сопровождается многочисленными признаками, схожими с проявлениями других психологических заболеваний. Диагностикой и лечением занимает врач психиатр. Но учитывая провоцирующие факторы и степень развития патологии, может понадобиться дополнительная консультация других профильных специалистов (невролога, психолога, диетолога, логопеда, массажиста)
Но учитывая провоцирующие факторы и степень развития патологии, может понадобиться дополнительная консультация других профильных специалистов (невролога, психолога, диетолога, логопеда, массажиста)
Диагностикой и лечением занимает врач психиатр. Но учитывая провоцирующие факторы и степень развития патологии, может понадобиться дополнительная консультация других профильных специалистов (невролога, психолога, диетолога, логопеда, массажиста).
Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям
Симптомы аутизма у взрослых
Больные аутизмом, который развивается в зрелом возрасте, могут длительное время ни чем не отличаться от окружающих их людей. Симптомы аутизма у взрослых проявляются постепенно, нарастая по мере ухода во внутренний мир.
Сначала это просто отрешенность, подавленность настроения, постоянная погруженность в какие-то мысли и переживания. Затем теряется способность к межличностным контактам. Практически все больные аутизмом не придают особого значения своим обязанностям, отношениям с окружающими людьми. Для них теряет всякое значение личная привязанность, любовь, дружба, семья. Они постепенно выпадают из социального слоя и становятся замкнутыми и молчаливыми. Появляется стремление к выполнению какой-либо монотонной однообразной работы. Многие пациенты испытывают непреодолимую тягу к тому, чтобы что-то перебирать постоянно руками. Только таким образом им удается сконцентрироваться на каком-либо предмете, который стоит осмыслить.
В общем плане мнестические и интеллектуальные функции не страдают, однако они становятся заторможенными вследствие нарушения связей между полушариями головного мозга. У человека происходит подмена внешнего контакта внутренним мыслительным процессом. Все, что находится вне человека, становится второстепенным. На первый план в эмоциональном восприятии выходит именно внутренний мир, в котором может не оказаться подходящего места для реальных людей, событий, вещей, обязанностей.
Характерным признаком аутизма у взрослых является полное отсутствие чувства вины за то, что они не смогли выполнить своих обязанностей, подвели кого-то. Отсутствует стремление к контактам Окружающие люди, вне зависимости от степени родства, попадают в зону абсолютного равнодушия. Если вы не захотите вызвать больного аутизмом человека на контакт, то он вряд ли обратиться к вам с просьбой или целью завязать разговор.
По мере усиления симптомов аутизма у взрослого человека могут возникать нарушения личностного восприятия. Он перестает ощущать себя отдельной личностью. Возникает внутренний дисбаланс личностных характеристик и шаблонных стереотипов, которые воспринимаются в качестве программы мышления, социального поведения и всей жизни. В результате такого внутреннего конфликта может возникнуть ощущение внутренней опустошенности. На фоне депрессивного состояния и в виду невозможности реальной оценки потенциальной опасности многие пациенты погибают в достаточно молодом возрасте.
Не стоит бояться обращения к специалисту. Если вы замечаете какие-либо странность в поведении близких вам людей, уговорите их пройти обследование у психиатра. Вполне возможно, что ваши подозрения будут опровергнуты. Но даже если поставлен диагноз аутизм, это не является приговором человеку на всю оставшуюся жизнь. Как правило, аутизм у взрослых, который проявился уже в зрелом возрасте, когда личностные характеристики были сформированы, достаточно успешно поддается терапии и коррекции. Пациенты сохраняют свои личностные параметры интеллект и могут успешно социализироваться.
Признаки
При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание
У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.
Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.
Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:
- Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
- Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
- Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
- Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
- Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
- При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
- Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
- Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
- Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
- К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
- Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
- Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.
У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.
Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя
Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы
Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.
Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.
Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.
Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам
Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр
Когда отрезан от коллективного разума
Евгений Попов, сын:
— Мне сложно сопереживать другим людям, сложно даже понять, что они чувствуют: когда стоит утешить, когда нет, это моя слабая сторона. Но зато я довольно хорошо понимаю, как работают компьютеры, мне нравится математика, шахматы. Я хорош в том, что касается логики и интеллекта.
Например, человек говорит, что хочет побыть один: «Пожалуйста, отойдите от меня и не трогайте». А я все равно пытаюсь лезть ему в душу и говорить: «Ладно, расскажи, в чем дело, ты же понимаешь, что в этой ситуации ты сам был виноват», — то есть пытаюсь ему логически объяснить.
Игорь Шпицберг, отец:
— У нас был очень показательный момент. Год, наверное, назад Женя мне неожиданно говорит: «Я понял, что людям не всегда интересно то, что я им говорю». Считаю, это круто, некоторые никогда не понимают этого.
«Я надеваю наушники, чтобы вскипятить чайник, и раскачиваюсь взад-вперед». Готовы ли вы принять людей с синдромом Аспергера?
Женя стал гораздо лучше за последнее время. Например, недавно появилась рефлексия. Да, у него есть сложности с распознаванием эмоций, но он и не замечал, что их плохо распознает. Это приводило к конфликтам с людьми, кто-то обижался сильно, и я тоже периодически, то есть он не чувствовал и не обращал на это внимания.
Сейчас Женя хорошо отслеживает, когда что-то пошло не так, пытается проанализировать, понять и, мне кажется, сейчас гораздо лучше разбирается.
Евгений Попов, сын:
— У меня ощущение, что все нейротипичные люди объединены коллективным разумом и могут читать мысли друг друга и быстро распознавать, а я от этого отрезан. И чувствую, что не получается в их мир влиться.
Я думаю, что и у нейротипичных людей часто бывают недопонимания. Об этом писал Мортимер Адлер, он ввел такой термин, как «коробочка». Есть какое-то слово или понятие, и разные люди его собственным смыслом наполняют. То есть для одного слово «отдых» — это прыгать с парашютом или гонять на байке, а для другого — лежать в кровати и смотреть «Игру престолов». Отсюда несостыковка ценностей.
Есть внешний мир, который мы можем измерить, построить математическую модель, то есть мир фактов и идей, и мир наш внутренний, субъективный, который на внешний мир накладывается.
Я думаю, мне, да и, наверное, любому человеку нужно научиться видеть чужой мир и то, как там нанесена эмоциональная окраска.
Я читаю много книг по психологии и пытаюсь замечать эти процессы, которые происходят в других людях. Например, Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди», «Агрессия» Конрада Лоренса и множество других.
Только я ответственен за то, что происходит в моем внутреннем мире, за то, на кого я обиделся или кого считаю хорошим или плохим. Все эти вещи находятся только у меня в голове. На самом деле хороших людей в объективном мире не существует, как не существует хороших кошек или собак. Существует только отношение к ним. И мы можем выбрать — хорошо относиться к другим людям, как-то им помочь, сделать их жизнь более радостной и счастливой.
Лечение аутизма
При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.
На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром
Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур
Характерные признаки заболевания
Рассматриваемая болезнь является удивительной и уникальной во многом из-за того, что ее признаки и симптомы могут существенно различаться у отдельно взятых пациентов.
Наряду с этим, существует ряд общих проявлений, позволяющих диагностировать недуг у детей и взрослых.
Характерные проявления можно классифицировать на несколько групп.
- Социальные. Пациент испытывает серьезные проблемы с невербальным общением. К примеру, он не может подолгу смотреть в глаза собеседнику, его настораживают определенные проявления мимики и позы. Возникают сложности с построением дружеских взаимоотношений. Нет интереса к увлечениям других людей. Сопереживание и привязанность отсутствуют. Стороннему наблюдателю практически невозможно узнать, что в действительности переживает аутист.
- Общение. Пациенту сложнее научиться разговаривать, чем его здоровому сверстнику. Некоторые больные и вовсе этому не учатся – согласно усредненным статистическим данным, к числу неговорящих относится порядка 35-40% больных. Начать разговор первым аутисту очень сложно, равно как и развивать и поддерживать беседу. Речь стереотипная, часто с повторением одних и тех же слов и фраз, не привязанных к конкретной ситуации. Воспринимать слова собеседников трудно. Чувство юмора, понимание сарказма и прочих подобных вещей отсутствует.
- Интересы. Пациент не проявляет интереса к играм и традиционным человеческим увлечениям. Характерна странная концентрация на некоторых вещах. К примеру, ребенка с болезнью может заинтересовать не игрушечный вертолет в целом, а какая-то его отдельная часть.
- Зацикленность на отдельных темах. Очень часто аутист концентрируется на чем-то одном. Некоторые достигают в своих увлечениях высокого мастерства. Другие интересы, как правило, отсутствуют.
- Привязанность к режиму. Нарушение обыденной для аутиста обстановки может расцениваться ним в качестве угрозы и серьезной личной трагедии.
- Нарушения восприятия. Например, легкие поглаживания могут доставлять аутисту большой дискомфорт, в то время как прикосновения с существенными усилиями воспринимаются успокаивающе. Иногда они и вовсе не ощущают боли.
- Проблемы со сном и отдыхом.
Жизнь подростка-аутиста
Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.
Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.
Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.
Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу
Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей
Проблемы в обществе, жизни, социализации, образовании
При просмотре фото взрослых аутистов кажется, что они выглядят отрешенными. Это так и есть. Люди, страдающие расстройством, иногда кажутся глухими. Они имеют проблемы в общении, создают впечатление безразличия к окружающей среде, избегают зрительного контакта, пассивно реагируют на объятия, ласки, редко ищут утешения у других. Большинство аутистов не могут регулировать поведение. Это может принимать форму словесных взрывов, неконтролируемых приступов ярости. Аутисты плохо реагируют на изменения.
В коллективе аутисты несчастливы. Они одиночки, живущие в своем мире. Нередкая черта – создание воображаемых друзей.
Социальная нерешительность предопределяет то, как живут взрослые аутисты, осложняет отношения в сфере занятости, брака, влияет на семейные отношения.
Люди с аутизмом получают базовое образование в специальных или практических школах, другие интегрируются в обычные заведения. По завершении начального образования они могут посещать различные типы учебных заведений. Некоторые люди с РАС посещают ВУЗы, но из-за проблем с социальным поведением не заканчивают учебу.
Переход от учебы к работе – серьезное бремя. Без достаточной поддержки семьи или учреждений, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, аутисты часто остаются безработными, не имеют денег, в некоторых случаях оказываются на улице. Иногда найти работу получается в рамках программ социальной реабилитации.
Надо не вытаскивать ребенка из аутизма, а выманивать
Игорь Шпицберг:
— Наш центр занимается аутизмом 30 лет. У нас очень неплохой опыт, и к нам ездят заниматься дети со всего мира. Потому что у нас эффективность центра выше, чем во многих странах мира.
История центра очень простая — у нас были свои дети, и не только с аутизмом, которым надо было помочь. И не было никакого понимания, что делать. Мы пробовали разные методики, смотрели, есть результат или нет. Если мы видели, что дети улучшаются, то мы методику использовали. Если видели, что не улучшаются — не использовали.
Мы уверены в том, что дети с аутизмом не поломанные, их нельзя починить как машину. Эти дети — такие же, как любые другие, просто отличаются тем, что не всему могут сами научиться.
Смысл нашей реабилитации — научить ребенка с аутизмом всему тому, чему обычный научится сам. А как ребенок учится? В опыте. Не когда его просто учат, а когда создают ситуацию, в которой он обучается. И ровно такую систему мы создаем.
Все методики в моем понимании делятся условно на полезные, вредные и невредные. Полезные — которые 100% помогают, с доказанной эффективностью, по которым есть наблюдения и множество детей, которые улучшились.
Есть целый ряд процедур, которые во всем мире признаны вредными, например хелирование. Это процедура с введением тяжелых металлов, которая может привести даже к летальному исходу. Есть невредные. К ним относятся те, которые оказывают какой-то там эффект плюс-минус на некоторых детей. Например, диеты очень сильно улучшают состояние некоторых детей. Разные диеты есть — безглютеновая, бесказеиновая самая простая.
Аутизм не проходит от диет. Нет ни одного исследования в мире, которое бы говорило, что аутизм от диеты пройдет. Но если диета ребенку действительно нужна, он будет более собран, сконцентрирован, менее тревожен, менее расторможен. И на этом фоне педагогические методы коррекции, которые работают 100%, дадут больший эффект.
Мне не нравятся методики с физическим воздействием на детей. Я абсолютно убежден в том, что наши дети и так напуганы, и так у них жизнь нелегкая, их надо, наоборот, убедить в том, что этот мир безопасен, интересен. Аутичного человека надо не вытаскивать из аутизма, а выманивать. Чтобы он захотел оттуда выйти. И это имеет смысл, мы уверены, что только то, что ребенок сделает по своей воле, закрепится у него в опыте.
А если мы что-то из него вытрясли или выдавили как-то, то как только мы его отпустили, он постарается это забыть побыстрее, так как это было сопряжено с негативным переживанием. И поэтому все методики в нашем центре не насильственные.
За 40 лет число детей с аутизмом выросло в 55 раз. Это чудовищный рост, конечно. И ни одно заболевание так не прогрессирует.
Еще в 90-м году аутизм диагностировали у одного ребенка из 1600, сейчас — у одного на 160, это данные ВОЗ.
Действительно, рост огромный и многое списывают на гипердиагностику. И это тоже правда, конечно, и диагностические инструменты улучшились. Например, в Америке, где ставят диагноз одному на 59 человек, записывают, ставят диагноз детям с очень легкой степенью аутизма. Им раньше ничего не ставили, ну, может акцентуации личностные. А тут прямо диагноз «аутизм» ставят или «РАС».
Также переосвидетельствуют людей, которые не знали, что у них аутизм, даже взрослые. Сегодня у нас в «Солнечном мире» была делегация из Германии. И один из приехавших возглавляет региональную организацию, он сам человек с синдромом Аспергера, сейчас ему около 60 лет. Ему поставили диагноз, когда ему было 50. Он говорит, что качество его жизни сильно улучшилось. Как минимум, он понял, что просто другой, а не какой-то неправильный.
Обычный человек — это, допустим, компьютер от Microsoft, а человек с аутизмом — от Apple. Не моя идея, англичане придумали. Это просто другая операционная система, которая может решать те же задачи, но решает их несколько по-другому.
Виды и классификация
Всего выделяют четыре вида аутизма:
- Синдром Каннера. Его признаками являются склонность к изоляции от общества, скудный словарный запас, слабое развитие речи.
- Синдром Аспергера – легкая форма аутизма, проявляющаяся у детей примерно в семилетнем возрасте. У больных с данным диагнозом отмечаются проблемы с интонацией и громкостью речи, координационные нарушения, склонность зацикливаться на одном занятии или изучении одного предмета, категоричность в суждениях. При этом они имеют высокий уровень интеллекта и нормальные речевые навыки.
- Синдро Ретта – заболевание нервной системы, обусловленное нарушениями в Х-хромосоме. Развивается у девочек, так как мальчики с подобным диагнозом погибают еще не родившись. Обычно проявляется на 8-ом месяце жизни малышей. Характеризуется глубокой аутичностью. Симптомами заболевания являются: слаборазвитая речь, пассивность, координационные нарушения, замедление роста головы, недоразвитость мозга, проблемы с костной и мышечной системой, признаки эпилепсии, умственная отсталость. Научиться разговаривать такие дети могут лишь к пяти-шести годам. Заболевание является врожденным и плохо поддается коррекции.
- Атипичный аутизм – приобретенная форма, проявляющаяся у взрослых. Развитие патологии сопровождается поражением мозга. Характеризуется выраженными речевыми и двигательными нарушениями.
В соответствии с современной классификацией заболевание разделяют по группам:
- первая – больные, не взаимодействующие с окружающим миром;
- вторая – замкнутые люди, которые имеют любимое увлечение и способны заниматься им часами. Они могут на протяжении длительного времени не спать и не испытывать потребности в еде;
- третья – больные, не воспринимающие общественных норм;
- четвертая – взрослые люди, не способные справляться с проблемами, имеющие склонность обижаться и винить окружающих в своих неудачах;
- пятая – аутисты с нормальным или высоким уровнем интеллекта, которые независимо от поставленного диагноза адаптируются в обществе.
Среди пациентов, относящихся к пятой группе немало ученых, писателей и музыкантов.
НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:
Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы
Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).
Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.
Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.
Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами
Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:
- Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
- Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
- Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
- Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
- Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.
Классификация степеней тяжести
Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:
- Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
- Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
- Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.
Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами
Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:
- Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
- Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
- Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
- Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
- Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.
Классификация степеней тяжести
Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:
- Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
- Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
- Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.
Аутизм — это неврологическое расстройство, которое влияет на социальные взаимодействия, коммуникацию и поведение человека. Симптомы аутизма могут варьироваться в широком диапазоне — от проблем с общением, повторяющихся или стереотипных действий до чувствительности к звукам, запахам или свету. Причины развития аутизма точно неизвестны, но считается, что есть генетическая предрасположенность и окружающая среда также может играть свою роль. Диагноз аутизма обычно ставится на основе наблюдения поведения и развития ребенка, при этом проводятся специальные тесты. Лечение аутизма индивидуально и может включать в себя терапию, образовательную поддержку и различные стратегии общения. Важно помнить, что каждый человек с аутизмом уникален, и подход к его лечению должен быть специально адаптирован под его потребности.