Электроэнцефалография (ээг)

Вредно ли обследование?

Этот вопрос является одним из самых насущных для родителей. Поскольку сама суть метода понятна далеко не всем мамам, то ЭЭГ как явление обрастает слухами и домыслами на просторах женских форумов. Двух вариантов ответа на вопрос о вредности исследования не существует — ЭЭГ совершенно безвредна, поскольку на мозг никакого стимулирующего действия электроды и аппарат не оказывают: они лишь фиксируют импульсы.

Делать ЭЭГ ребенку можно в любом возрасте, в любом состоянии и столько раз, сколько потребуется. Многоразовая диагностика не запрещается, никаких ограничений нет.

Другой вопрос, что для обеспечения возможности некоторое время сидеть в неподвижности маленьким и очень подвижным детям могут назначать седативные препараты. Тут решение принимает врач, который точно знает, как рассчитать необходимую дозировку, чтобы вашему ребенку не причинить вреда.

Требования к подготовке

Подготовка к ЭЭГ головного мозга для хорошего результата должна всегда включать в себя посещение врача-невролога, который сможет обследовать больного малыша или взрослого человека и определить имеющиеся у него показания и противопоказания к данной процедуре. Как показывают последние научные исследования, подготовка к ЭЭГ очень сильно влияет на достоверность получаемого результат, в связи с чем, игнорировать рекомендации нельзя.
При записи ЭЭГ у маленьких детей приходится мириться с неизбежными помехами

Подготовка к исследованию головного мозга с помощью ЭЭГ включает в себя следующие советы:

  • Пациенту следует прекратить принимать препараты, влияющие на головной мозг. К данной группе медикаментов относят противоэпилептические медикаменты, анксиолитики и любые седативные лекарства. Отказаться от данных медикаментов стоит за 3-5 дней до предстоящего исследования после консультации с врачом.
  • Не следует употреблять напитки, способны стимулировать или угнетать центральную нервную систему, в том числе кофе, алкоголь, крепкий чай и пр. Многие врачи советуют отказаться и от шоколада.
  • Тщательно мыть волосяной покров на голове следует любому пациенту, так как грязные волосы приводят к нарушению проведения электрического тока, что может негативно сказаться на результатах. Для борьбы с этой проблемой рекомендуется использоваться специальный гель для ЭЭГ. Гель позволяет повысить электропроводность и обеспечить лучший контакт электродов с кожей.
  • По указанным выше причинам запрещено использовать гели, бальзамы, муссы и лаки для укладки волос, в связи с их влиянием на электропроводность.
  • Перед процедурой стоит хорошо поесть. Низкий уровень глюкозы в крови может негативно сказываться на активности головного мозга.
  • Курящие пациенты должны обязательно отказаться от курения за 6-10 часов до исследования, так как никотин приводит к спазму мозговых артерий.

До процедуры необходимо отказаться от курения

  • Если у больной имеются заколки, клипсы или любые другие аксессуары на волосах, то их следует снять перед тем, как проходить в кабинет для проведения ЭЭГ.
  • В процессе снятия электроэнцефалограммы необходимо соблюдать полное спокойствие и ни в коем случае не волноваться. В процессе исследования необходимо соблюдать все рекомендации лечащего врача. Особенно актуально это в том случае, если больному необходимо пройти ЭЭГ с функциональными тестами, связанными со вспышками света или резкими звуковыми стимулами.

Подготовить больного к обычной ЭЭГ несложно. Как правило, соблюдение вышеуказанных рекомендаций позволяет исключить искажения результатов и получить достоверные данные, необходимые для определения дальнейшей диагностической и лечебной тактики.

Иногда, процедура может быть назначена больному на период сна. Подготовка к ЭЭГ головного мозга в данном случае включать обязательное отсутствие сна в последние сутки, так как пациент должен быстро перейти к сновидениям.

Электроэнцефалография хороший метод оценки активности отдельных областей центральной нервной системы. Врачи хорошо знают, как подготовиться к ЭЭГ головного мозга, чтобы результаты были наиболее информативны, а процедура прошла для больного безопасно. С этой целью необходимо посетить своего доктора и принять к сведению ряд советов, касающихся изменению образа жизни на 1-2 дня до назначенной процедуры. При соблюдении всех рекомендаций, электроэнцефалография позволяет выставить точный диагноз, а также подобрать дополнительные диагностические методы, показанные к проведению у конкретного пациента.

Что показывает расшифровка электроэнцефалограммы головного мозга?

Прежде чем оценивать результаты расшифровки, нужно разобраться, . Это исследование функциональное, значит, по его результатам можно судить о работе мозга. Полноценный диагноз на основании ЭЭГ не ставят, но есть возможность предположить наличие патологий, подтвердить или исключить некоторые расстройства. Объяснить это можно примерно так — если у человека обнаружены признаки эпилепсии, скрытые приступы, то на расшифровке ЭЭГ тета ритм покажет значение частот даже при бодрствовании. Но придется назначить еще ряд обследований, чтобы понять, чем вызваны приступы — опухолью, рубцом от инсульта, воспалением в отдельной части коры мозга.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются на следующие или через несколько суток. Так как анализируются электрические показатели со всех 12 отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, в котором отображается отрезок энцефалограммы и выводы по данным, полученным в результате исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей. Даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка. Разное время суток и даже насыщение мозга глюкозой может повлиять на результат.

Ритмы ЭЭГ затылочной области коры больших полушарий головного мозга

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа-ритм. Это состояние абсолютного покоя, при котором ребенок лежит с закрытыми глазами и ничего не делает. При формировании очага аномальной электрической активности именно в нем произойдет нарушение в одно из отведений. При генерализованной эпилепсии патологическая активность может начинаться в одной области и распространяться на остальные;
  • Бета-ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют о напряженной работе мозга малыша. Патологические результаты на ЭЭГ при расшифровке у детей могут свидетельствовать о когнитивных нарушениях, депрессивных или неврозных состояниях, сотрясении головного мозга или воспалении.
  • Тета-ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны низкой амплитуды, основная подача такого сигнала идет из гиппокампа, свидетельствует о несовершенстве социальной адаптации. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, возможном слабоумии, психозах.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического электрически-активного очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией (аневризма может сдавливать структуры мозга и вызывать биоэлектрические потенциалы) и так далее.

Регистрация паттернов является важной частью исследования. Они могут быть как эпилептическими, что свидетельствует о наличие очага, так и эпилептиформными

Эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как варианты нормы при единичном обнаружении.

При множественном появлении разрядов на пленке ЭЭГ необходимо оценивать клинику, проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится на основании различных тестирований. Такие разряды могут свидетельствовать о когнитивном дисбалансе, проявляющемся нарушениями в поведении ребенка.

Заключение по результатам ЭЭГ делает врач-невролог

Кому назначают подобное исследование

ЭЭГ-видеомониторинг предназначен для диагностики заболеваний у пациентов с судорожными приступами, ребенка в неонатальном периоде, недоношенного ребенка. Метод показывает эпилептическую или неэпилептическую природу приступов, их тип (фокальные, генерализованные), специфические особенности, форму эпилепсии, локализацию приступов.

ЭЭГ-видеомониторинг назначается при:

  • внезапно появившихся и ранее отсутствующих судорожных приступах;
  • пароксизмальных состояниях, происхождение которых неизвестно;
  • поведенческих и когнитивных расстройствах у детей, прогрессирующих со временем;
  • подготовке к противосудорожной терапии или операции (при обнаружении анатомических причин эпилепсии), контроле терапии.

Другие причины для применения этого метода в неврологии: перед отменой АЭП, в условиях реанимации — установление вида комы и диагностика смерти мозга.

Обратиться к врачу рекомендуется при судорожных приступах неясного происхождения, расстройствах сознания (в том числе в период перед менструациями), обмороках, нарушениях сна, головных болях, головокружениях, задержке речи, снижении когнитивных функций.

Норма ЭЭГ у взрослых

Расшифровка результатов ЭЭГ состоит из трёх разделов:

  • описание ведущих видов активности и графических элементов;
  • заключение после описания с интерпретированными патофизиологическими материалами;
  • корреляция показателей двух первых частей с клинической картиной заболевания.

Основным описательным термином в ЭЭГ является «активность». Он оценивает любую очерёдность волн. Основными видами активности, которые записываются в ходе исследования и впоследствии подвергают расшифровке, а также дальнейшему изучению, являются частота, амплитуда и фаза волн. Частота оценивается количеством волновых колебаний за секунду. Она выражается в единицах измерения – герцах (Гц). В описании нейрофизиолог указывает среднюю частоту изучаемой активности.

Амплитуда – это размах волновых колебаний электрического потенциала. Измеряется расстоянием между пиками волн в противоположных фазах, выражается в микровольтах (мкВ). Для замера амплитуды применяют калибровочный сигнал. В расшифровке результатов нейрофизиологи дают интерпретацию наиболее частым значениям, полностью исключая редко встречающиеся.

Фаза оценивает текущее состояние процесса, определяет его векторные изменения. На электроэнцефалограмме врачи функциональной диагностики оценивают некоторые феномены оценивают содержащихся в них фаз. Колебания бывают монофазными, двухфазными и полифазными.

История возникновения метода

В середине 19 века, после того, как началось активное изучение электромагнитных полей и электричества, научное сообщество выяснило, что оказывается головной мозг, тоже распространяет электрические сигналы путем биологической активности клеток – нейронов. С этих пор ряд ученых посвятили всю свою жизнь изучению этого явления. Так в 1875 году британцем Кэтоном и русским ученым Данилевским впервые было представлено научной общественности наиболее полное исследование в области электрофизических показаний головного мозга животных и их изменение со временем и в пространстве под влиянием внешних факторов.

Результаты ЭЭГ

Расшифровка ЭЭГ включает последовательную интерпретацию всех волн, обязательно учитываются данные анамнеза, хронические заболевания, прием лекарственных препаратов

Доктор функциональный диагностики обращает внимание на показатели:

  • базального ритма;
  • уровня симметричности волн с обоих полушарий;
  • изменения мозговой активности под влиянием функциональных проб.

Итоговое заключение ЭЭГ врач выставляет при сравнении полученных данных с нормами ритма. Расшифровать ЭЭГ самостоятельно невозможно, огромное количество данных усложняют работу.

РитмРегистрация в нормеПатологические признаки Причины нарушений
Альфа-ритмстандартный ритм над обоими полушариями· асимметрия между активностью полушарий превышает 30%; · видоизменение формы волны;

· ритм с элементы пароксизм (вспышка);

· нестабильность частоты.

· неопластические процессы; · кисты;

· нарушения мозгового кровообращения (острый процесс или последствия).

Бета-ритмпреобладает в лобных долях· разряды пароксизмов; · в конвекситальных отделах мозга регистрируются низкочастотные волны;

· асимметрия превышает 50% между полушариями;

· бета-ритм приобретает синусоидальную форму.

· воспаление (энцефалит); · у детей – критерий задержки психомоторного развития.
Тета и дельта-ритмопределяются только во время снаПри дистрофических изменениях волны возникают в результатах исследования (электроэнцефалограмма) на момент бодрствования. Также при записи ЭЭГ появляются в случае повышенного внутричерепного давления, компрессии.Дельта-волна, характеризующаяся высокой амплитудой – свидетельство опухоли. При задержках развития волна растет на фоне гипервентиляции.

После прохождения ЭЭГ головного мозга, вы получаете на руки расшифровку показателей. Если в заключении указано, что биоэлектрическая активность ритмичная, синхронная, очаги пароксизмов не выявлены, то это свидетельство нормы. Потребуется дополнительная консультация невролога в случае обнаружения участков патологической активности.

Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия

  • Теоретические основы количественной ЭЭГ и  нейротерапии

    • Место ЭЭГ в нейронауке и медицине
    • Методы, дополняющие ЭЭГ
    • Нейронная активность
    • Эндофенотипы
    • ЭЭГ в психологии, изучение психики
    • Количественная ЭЭГ
    • Нейротерапия
  • Ритмы ЭЭГ

    • Биоэлектрическая активность мозга
    • Сверхмедленная активность 
    • Медленные волны сна
    • Дельта-ритм
  • Альфа-ритмы

    I. Типы альфа-ритмовII. Нейронные механизмыIII. Изменения в ответ на решение задачIV. Функциональное значениеV. Аномальные альфа-ритмы

  • Бета-ритм

    I. Типы бета-ритмовII. Нейронные механизмыIII. Гамма-активностьIV. Функциональное значениеV. Аномальные бета-ритмы

  • Среднелобный тета-ритм

    I. ХарактеристикиII. Нейронные механизмыIII. Изменения в ответ на решение задачIV. Функциональное значениеV Аномальные тета-ритмы

  • Пароксизмальная активность
    • Спайки
    • эпилепсия
  • эндофенотипы 

    • Продолжительность записи ЭЭГ
    • ЭЭГ ритмы
    • Наследственные особенности ЭЭГ
  • ЭЭГ во время сна
  • Методы
    • Поля Бродмана 
    • Система 10-20
    • Электроды
    • Усилитель
    • Цифровая ЭЭГ
    • Монтаж 
    • Анализ Фурье
    • Картирование
    • Фильтры
    • Биспектры 
    • Когерентность 
    • десинхронизация
    • Волновое (вейвлет) преобразование 
    • Анализ независимых компонент (ICA)
    • Коррекция артефактов пространственной фильтрацией — в артефакты
    • Модель одиночного диполя 
    • Электромагнитная томография низкого разрешения (LORETA)
    • Зависимая от уровня оксигенации крови фМРТ (BOLD fMRI) 
    • Корданс 
    • Нормальные распределения и отклонение от нормы — в Количественная ЭЭГ
    • Базы данных ЭЭГ
  • WinEEG

    Форматы данных ЭЭГ

  • Вызванные потенциалы

    • Сенсорные системы мозгаI. АнатомияII. Обработка зрительной информацииIII. Разложение ВП одной пробы на независимые компонентыIV. Разложение усредненного ВП на отдельные компонентыV. Информационные потоки слуховой информацииVI. Соматосенсорная модальностьVII. Детекция измененийVIII. Типы сенсорных системIX. Диагностическая ценность сенсорных ВП
    • Система вниманияI. ПсихологияII. Анатомия
    • III. Модуляция процессов обработки сенсорной информацииIV НейрофизиологияV. Нейрональные сетиVI. Поздние позитивные компоненты ВП
    • Исполнительные системыI. ПсихологияII. Базальные ганглии как «темный подвал» мозгаIII. Префронтальная кора и исполнительный контрольIV. Операции вовлечения и отвлеченияV. Операции мониторингаVI. Рабочая памятьVII. Дофамин как медиатор исполнительных систем
    • Аффективная системаI. ПсихологияИ. АнатомияIII. ФизиологияIV. Этапы реакций аффективной системыV. Серотонин как основной медиатор аффективной системы
    • Системы памятиI. ПсихологияII. Декларативная памятьIII. Ацетилхолин как основной медиатор системы обеспечениядекларативной памятиIV. ВП-показатели эпизодической памятиV. Система процедурной памятиVI. Основные медиаторы мозговой системы процедурной памяти
    • Методы: нейронные сети и вызванные потенциалыI. Информационные процессы нейронных сетейII. Нейротрансмиттеры и нейромодуляторыIII. Методы анализа вызванных потенциаловIV Вызванные потенциалы в фармакологическихисследованияхV. Поведенческие парадигмы
    • ПрактикаI. ВведениеII. Формирование тестового заданияIII. Программа EdEEGIV. Упражнения
  • Расстройства систем мозга

    • Синдром нарушения внимания с гиперактивностьюI. Клинические симптомыII. Генетические и внешние факторыIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. Корреляты когнитивных вызванных потенциалов
    • V Дофаминовая гипотеза СНВГVI. Лечение
    • ШизофренияI. Клинические симптомыII. Генетические и внешние факторыIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. Дофаминовая гипотеза шизофренииV. Лечение
    • Аддиктивные расстройстваI. Описание поведенияII. Структурные и физиологические коррелятыIII. Этапы аддиктивного процессаIV. Лечение
    • Обсессивно-компульсивное расстройствоI. Описание поведенияII. Генетические факторы и коморбидностьIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. МедиаторыV Лечение
    • ДепрессияI. Клиническая картинаII. Структурные и физиологические коррелятыIII. Нейрональная модельIV. Лечение
    • Болезнь АльцгеймераI. Описание поведенияII. МедиаторыIII. Модель нейронной сетиIV. Структурные и физиологические коррелятыV. Лечение
    • Методы нейротерапииI. ПлацебоII. ЭЭГ-биоуправлениеIII. Глубинная стимуляция мозгаIV Транскраниальная магнитная стимуляцияV Транскраниальная микрополяризация
  • I. Общие принципы анализа ЭЭГ и нейротерапииII. Предметы дальнейших исследований
    • Частота
    • Амплитуда
    • Фаза
    • Волна
    • Спайк-волна
    • Острая волна-медленная волна
    • Острая волна
    • Вспышки 
    • Паттерн 
    • Эпоха 
    • Разряд 
    • Периодические комплексы

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПОКАЗАНО ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

Имеется целый ряд состояний, при обнаружении которых пациенту нужно посетить медицинского специалиста, а также пройти обследование электроэнцефалографии. К таковым состояниям относятся различные приступы, приводящие к возникновению непроизвольных движений, необычайные ощущения, ненормальное поведение, а также обмороки или обморочное состояние. Зачастую вышеперечисленные состояния возникают по причине развития эпилепсии.

Если голова человека подверглась травме, в результате которой не исключается повреждение головного мозга, то в таком случае также делают ЭЭГ. ЭЭГ головного мозга позволяет выявить место повреждения, а также оценить степень сложности. Врач назначит пройти ЭЭГ пациенту, если у него будет обнаружено одно из следующий состояний:

  1. Эпилепсия. При эпилепсии ЭЭГ поможет определить места мозга, отвечающие за приступы. Посредством этой методики оценивается эффективность лечения, а также принимается решение о необходимости проведения дальнейшего лечения.
  2. Судорожное состояние. Если у человека формируются симптомы судорожных припадков, то нужно выявить этиологию их происхождения, что возможно при помощи процедуры ЭЭГ.
  3. Обморочные состояния. Если человек впадает в обморок, то нужно определить причины таких сбоев головного мозга.
  4. Если имеются подозрения на опухоль головного мозга. Посредством данной методики удается выявить новообразования в коре головного мозга, которые в большинстве случаев становятся причинами летальных исходов.
  5. При нарушении сна. Если причины бессонницы не могут быть установлены симптоматически, то принимается решение о прохождении пациентом ЭЭГ.
  6. Дисциркуляторная энцефалопатия.
  7. При проведении операций на головном мозгу требуется выполнить диагностику с целью изучения эффективности вмешательства.
  8. Задержка речи. Часто у деток обнаруживаются проблемы с задержкой речи, поэтому для выявления причин такого расстройства, прибегают к исследованию головного мозга на ЭЭГ.
  9. При развитии эндокринных патологий.
  10. Развитие воспалений в ЦНС.
  11. Нарушение кровообращения в головном мозге.

Обследование головы при помощи ЭЭГ предоставляет возможность постановки диагноза той категории пациентов, которые поступают в стационар со следующими жалобами:

  • Частые головные боли.
  • Головокружения.
  • Вегетососудистая дистония.
  • Сбои невротического характера.
  • Гипертония.
  • Шейный остеохондроз.

Какой метод исследования головного мозга существует? Этим вопросом задаются люди, которые обнаруживают проблемы с функционированием мозга или развитием соответствующей симптоматики. Необходимо сказать, что ЭЭГ в таковых ситуациях является лучшим способом изучения состояния головного мозга, который не вызывает дискомфортных ощущений, а также проводится достаточно оперативно.

Суть методики и зачем проводится

Энцефалограммой является диагностика головного мозга, оценивающая активность мозговых тканей и позволяющая обнаружить имеющиеся отклонения. Малейшая аномалия в мозге способна отрицательно сказываться на функционировании отдельных его участков.

Суть ЭЭГ заключается в записи активности нейронов, передающейся на компьютер электродами. Они четко фиксируют активность мозговых полушарий.

Неврологи и эпилептологи назначают ЭЭГ для:

  • Оценки патологических расстройств мозга.
  • Выяснения причин судорог, обнаружения поврежденных участков, где фиксируется эпиактивность.
  • Контроля эффективности подобранного противоэпилептического препарата и его дозировки.
  • Наблюдения за мозгом после серьезных травм, болезней, поражающих ткани мозга.
  • Для изучения и оценки жизнеспособности головного мозга у людей, находящихся под общим наркозом или пребывающих в коме.

При назначении исследования врач подробно объясняет, что такое электроэнцефалограмма головного мозга. Проводят ее в амбулаторных условиях пациентам любой возрастной группы. На голову обследуемого надевают так называемую «резиновую шапку», увитую множеством датчиков и проводов. Хоть выглядит она немного странно, и даже устрашающе, процедура абсолютно безболезненна и безопасна.

  • Рутинная запись, при которой диагностируются пароксизмы. Процедура проводится не больше 20 минут. При этом изучается биоактивность мозга пациента. Проводится фотостимуляция (воздействие мигающим светом), гипервентиляция (частое продолжительное дыхание). Так можно выявить скрытые изменения.
  • Мониторинг с лишением сна проводится по назначению доктора для углубленного изучения состояния мозга пациента. Человеку нужно долго не спать до проведения процедуры.
  • Длительная запись, регистрирующая дневной сон пациента. Назначается при изменениях, наблюдающихся в период сна.
  • Запись во время ночного сна – самая информативная и дорогостоящая ЭЭГ. При этом исследуется состояние мозга во время бодрствования, засыпания, отдыха и пробуждения. Процесс сопровождается видеозаписью и проводится в темном помещении с подключением различных датчиков для электроокулограммы, рекурсии дыхания, электромиограммы, электрокардиограммы.

Многие считают, что МРТ может заменить электроэнцефалограмму. Но это не так. ЭЭГ основывается на регистрации активности нейронов, выявляет психические и функциональные отклонения. МРТ изучает мозговые структуры и ткани, позволяет диагностировать органические патологии на самых ранних стадиях. Эти две методики отлично дополняют друг друга при диагностике неврологических заболеваний.

К преимуществам электроэнцефалограммы относится доступность процедуры, при которой не требуется наркоз и пребывание в замкнутом пространстве. К недостаткам можно отнести влияние на результат эмоционального состояния человека в период обследования.

Что обычно выявляют в ходе исследования

Метод помогает провести дифференциальную диагностику с широким спектром заболеваний. В качестве предположительного диагноза могут быть показаны как ряд болезней с похожей симптоматикой, так и эпилепсия (фокальная, височная, лобная, теменная и т.д.).

Одна из задач исследования — собрать показатели, расшифровать их и исключить следующие заболевания, имеющие с эпилепсией схожие симптомы, но по-другому отражающиеся на электроэнцефалограмме:

  • апноэ;
  • яктации;
  • гиперэкплексия;
  • синкопальные состояния;
  • парасомнии;
  • пароксизмальные головокружения;
  • детские периодические синдромы, двигательные младенческие стереотипии, физиологическое младенческое поведения, инфантильная мастурбация;
  • экстрапирамидные расстройства;
  • кардиогенные патологии;
  • синдром Ферджемана и т.д.

Регулярный ЭЭГ-видеомониторинг требуется в процессе лечения пациента для анализа эффективности принимаемых мер. Поскольку исследование не имеет противопоказаний и не оказывает негативного влияния на пациентов, оно может проводиться с любой регулярностью. Единственными противопоказаниями могут стать непереносимость, вызванная индивидуальным психологическим отношением к процедуре, и некоторые заболевания кожи головы.

Как проводится процедура: основные этапы

Процедуру ЭЭГ делают в несколько этапов, о которых и родителям, и маленькому пациенту нужно узнать заранее, чтобы правильно подготовиться. Начнем с того, что кабинет для проведения электроэнцефалографии совсем не похож на обычный медицинский кабинет. Это звукоизолированное и затемненное помещение. Сама комната обычно имеет небольшие размеры.

В ней установлена кушетка, на которой предложат разместиться ребенку. Грудничка размещают на пеленальном столике, который также имеется в кабинете.

На голову предлагается надеть специальный «шлем» – тканевая или резиновая шапочка с закрепленными электродами. На некоторые шапочки доктор устанавливает необходимые электроды в требуемом количестве вручную. С электроэнцефалографом электроды соединяются посредством мягких тонких трубочек-проводников.

Электроды смачивают физраствором или специальным гелем. Это необходимо для лучшего прилегания электрода к голове малыша, чтобы не образовывалось воздушного пространства между кожей и принимающим сигналы датчиком. Оборудование в обязательном порядке заземляется. На уши ребенка в районе мочек крепят клипсы, не проводящие ток.

Грудничков рекомендуют взять на руки — место на кушетке в этом случае занимает мама. Ребенок более старшего возраста располагается на кушетке полусидя.

Какие тесты предстоят, зависит от возраста маленького пациента. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задания. Стандартная рутинная процедура подразумевает несколько вариантов фиксации электрических потенциалов.

Сначала записывают фоновую кривую — эта линия на полученном графике будет отображать импульсы нейронов головного мозга в состоянии покоя.

  • Четвертый этап подразумевает применение фотостимуляции. Потенциалы продолжают регистрироваться, но доктор включает и выключает специальную лампочку с определенной частотой перед закрытыми глазами пациента. Такой тест позволяет установить некоторые особенности как психического, так и речевого развития, а также склонность к эпилепсии и судорожным синдромам.
  • Дополнительные этапы применяются в основном для детей более старшего возраста. Они включают в себя различные команды врача — от сжимания и разжимания пальцев рук в кулаки до ответа на вопросы психологических тестов, если ребенок находится в таком возрасте, в котором ответы и понимание в принципе возможны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *