Моторная афазия

Что такое динамическая афазия?

Динамическая афазия – это местное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи в связи с невозможностью формирования внутренней речи и её высказывания. Чаще всего возникает в результате поражения префронтальной области левого полушария у правшей и наоборот, то есть отделов третьего функционального блока – активации, регуляции и планирования речевой функции. 

Впервые синдром динамической афазии был открыт в середине прошлого века в 1934 году врачом и исследователем Карлом Клейстом. Он выдвигал гипотезу, что при данном виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи. Позднее этой темой заинтересовался А.Р. Лурия, который в свою очередь предположил, что несмотря на нарушение развёрнутой спонтанной речи моторная и сенсорная составляющие сохраняются у пострадавшего. 

Динамическая форма афазии характеризуется нарушением образования письменной и устной активной речи, возникают сложности в восприятии некоторой информации и выполнении определённых мыслительных процессов. При этом пациенты с подобными формами афазии не способны самостоятельно построить предложение, имеют затруднение в правильном построении слов, что приводит к большому количеству грамматических ошибок. Таким людям сложно воспринимать глаголы и исполнять какие-либо команды и действия. 

Классификация

В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций афазий. В Российской Федерации чаще всего применяется классификация А.Р. Лурии, которая отражает все клинические типы афазий:

  • Эфферентная моторная афазия, такая форма возникает в случае повреждения нижних отделов коры – центра Брока. Характеризуется распадом грамматических конструкций в предложения и сложностью перестройки с одного слова на другое. Возникают серьёзные нарушения чтения и письма.
  • Афферентаня моторная афазия. Встречается при поражении участка теменной коры или заднего участка. Ключевым нарушением при данной афазии является отсутствие возможности обнаружить необходимую артикуляционную позицию губ, языка и речевых лицевых мышц для правильного произнесения слова.
  • Динамическая афазия – встречается при повреждении префронтальной или окололобной части коры больших полушарий. Проявляется отсутствием возможности адекватного построения внутренней речи и её реализации в слух.
  • Семантическая афазия – в её основе лежит дефект понимания сложных речевых конструкций и одновременного анализа информации. 

Что такое афазия?

Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма

К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис. При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации

Афазия и алексия

Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина. Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие. В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров.

Афазия возникает в результате органического поражения нейронов речевого центра, находящихся в коре больших полушарий. Расстройство речи приводит к формированию стойкой социальной и психологической дезадаптации пострадавшего, так как контакт с окружающим миром в значительной степени затрудняется. Афазия проявляется такими симптомами, как: выраженное нарушение речевой функции, обеднение словарного запаса в первую очередь родного языка. Пострадавшей более не может осознанно выстраивать предложения, а также воспринимать чужую устную или письменную речь.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования. 

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного. 

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови. 

Афазия

Афазия (греч. aphasia утрата речи) — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата и слуха, достаточного для восприятия элементарных речевых звуков.

Термин «афазия» предложен Труссо (A. Trousseau) в 1864 г.

При афазия страдают высшие механизмы речевой функции, осуществляемые второй сигнальной системой, нарушаются анализ и синтез условных речевых рефлексов — слов, являющихся, по И. П. Павлову, сигналами сигналов.

При афазии выделяются два основных вида речевых нарушений — сенсорная, рецептивная, импрессивная афазия (непонимание речи окружающих) и моторная, экспрессивная афазия (нарушение устной речи). Афатические расстройства наблюдаются при поражении преобладающего, доминантного полушария головного мозга в отношении речевой функции.

Афазии необходимо отличать от речевых расстройств с сохранением словесной сигнализации, зависящих от нарушений механизмов речи более низкого уровня.

От моторной афазии нужно отличать анартрию, дизартрию — утрату, расстройство устной речи вследствие центрального или периферического паралича, пареза голосовых и артикуляционных мышц. При анартрии, дизартрии больной не может говорить или же произносимые им звуки речи нечеткие, смазанные, хотя общая схема произносимого слова сохранена, тогда как у больного моторной афазией сохранен артикуляционный аппарат, он мог бы говорить, но «не умеет», не может найти нужную артикуляцию. По образному выражению Брока (Р. Вгоса), у больного потеряна память приемов произношения; слова, которые имеются в его распоряжении, он произносит ясно.

От сенсорной афазии следует отличать нарушения речи при глухоте или тугоухости на оба уха; больной не понимает речь окружающих потому, что не слышит, тогда как больной афазией, обладая достаточной остротой слуха, не понимает значения слышимых слов.

Этиология, классификация и патофизиология афазий. Афазия наблюдается при заболеваниях головного мозга разной этиологии: сосудистых, воспалительных, опухолевых, травматических поражениях, атрофических процессах в головном мозге — болезнях Пика, Альцгеймера и других. Могут возникать кратковременные афатические приступы при сосудистых церебральных кризах, мигрени, эпилептическом припадке (аура). Её изучают исследователи разных специальностей — невропатологи, физиологи, психологи, нейрохирурги, логопеды и другие, однако в сложной проблеме афазии остаётся ещё ряд невыясненных, спорных вопросов.

Первые описания афазических расстройств появились в середине 17в., но, в сущности, история и классический этап изучения афазии начинаются со времени опубликования в 1861 г. парижским хирургом и анатомом Брока его знаменитого труда. На основании данных клинико-анатомического сопоставления он показал, что при моторной афазии поражается нижняя (третья) лобная извилина левого полушария кпереди от корковых центров движений губ, языка и гортани. Этот участок мозга, по мнению Брока, является моторным центром речи, хранилищем двигательных образов слов, при выпадении которых нарушается устная речь. В 1874 г. появилась работа Вернике (К. Wernicke), в которой было показано, что при сенсорной афазии поражается задняя треть верхней височной извилины левого полушария. Вернике считал, что им был открыт слуховой центр речи (хранилище слуховых образов слов), имеющий основное значение в речевой деятельности. Затем появились сообщения об открытии других речевых центров с более ограниченными функциями: центр чтения в угловой извилине, описанный Дежерином (J.Dejerine, 1914), и центр письма в средней лобной извилине левого полушария, описанный Экснером (S. Ехпег, 1881).

При поражении первого наблюдается изолированное нарушение чтения — алексия (словесная слепота), при поражении второго — аграфия (нарушение письма).

В 1884—1885 гг. Вернике и Лихт-гейм (L. Lichtheim) предложили классификацию афатических расстройств, которая в дальнейшем получила известность под названием «классическая классификация». В этой классификации было представлено семь форм афазии Две основные — корковая моторная и корковая сенсорная, которые наблюдаются при поражении центра Брока и центра Вернике.

Классификация

Сложность функциональной системы речи определяет наличие нескольких классификаций афазий. Выделяют неврологическую классификацию, сформулированную Вернике и Лихтгаймом, лингвистическую Хеда и нейропсихологическую Лурия.

Согласно неврологической градации афазии могут быть моторными и сенсорными. Каждый из этих видов расстройств разделяется на следующие варианты:

  • Транскортикальный тип афазий. Ее формирование обусловлено перерывом связей между центром моторной или сенсорной речи и предполагаемой областью восприятия;
  • Корковый вариант. Диагноз устанавливается, если произошло непосредственное повреждение центра Брока (афазия Брока) или центра Вернике (афазия Вернике);
  • Субкортикальный тип афазий. Моторная форма развивается при разрушении связей между центром экспрессивной речи и церебральными структурами, обеспечивающими артикуляционную активность. Сенсорное расстройство речи субкортикального типа возможно при разрыве связей между областью импрессивной речи в извилине Гешля и областями, воспринимающими звуковую информацию;
  • Проводниковая афазия диагностируется при деструкции связей между центрами Брока и Вернике. Поэтому она затрагивает как сенсорный, так и моторный компоненты фазиса.

Грубая патология коры и субкортикальных структур способна привести к полной утрате способности воспроизводить и понимать звуковые символы. При этом возникает тотальная афазия. Чаще при патологических процессах меньшей степени выраженности формируется частичная афазия.

С лингвистической точки зрения патология речи определяет расстройства языковой системы в целом. Согласно классификации Хеда афазии могут быть:

  • Вербального типа. Характеристикой патологии является нарушенное словообразование, имеются дефекты произношения, ограничен лексический запас;
  • Номинального типа. Номинальная афазия делает невозможным восприятие (импрессия) речи и использование слов;
  • Синтаксического типа. Ее особенностью выступает потеря связанности предложений и появление телеграфного стиля;
  • Семантического типа. Искаженное восприятие смысла высказываний сложной грамматической конструкции.

Причины патологии

Сенсомоторная афазия развивается из-за нарушения функции левой лобной доли полушария головного мозга. Именно она отвечает за функции речевого аппарата. Поражение левого полушария головного мозга может быть спровоцировано следующими факторами:

  • Перенесенным инсультом.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Инфекционными поражениями мозга.
  • Абсцессом головного мозга.
  • Хроническими нарушениями со стороны центральной нервной системы.
  • Злокачественными и доброкачественными опухолями внутри головного мозга, которые разрастаются.
  • Болезнями Альцгеймера или Пика.

В группу риска входят пациенты, которые страдают гипертонией, а также склонны к внутричерепному давлению и ишемической болезни сердца. Чаще всего у такой категории болезнь диагностируются в пожилом возрасте.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей. До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага

С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы. Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций. Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций. Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты. Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого. В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Симптомы и признаки

В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

Симптомы афазии Брока

У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:

  • медленная и прерывистая речь;
  • они могут изо всех сил пытаться произнести определенные слова, такие как названия объектов, мест или людей;
  • содержание их речи обычно сводится к основным элементам и содержит только некоторые основные существительные и глаголы, например, «хочу выпить» или «иди в город сегодня»;
  • в серьезных случаях у них может не быть пригодного для использования языка.

Человек с афазией Брока может в некоторой степени понимать разговорный язык, но с трудом понимает грамматику. Например, люди могут быть не в состоянии определить разницу в значении между словами «Маша ударила непослушного мальчика» и «Непослушный мальчик ударил Машу».

На способность читать это обычно также влияет. Например, они могут назначать разные значения написанным словам, например, читать «время», когда слово на самом деле «часы». Они также могут потерять способность произносить написанные слова в своей голове.

Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:

  • неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
  • слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).

Симптомы афазии Вернике

Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:

  • Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
  • Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
  • Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
  • У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
  • На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • некоторая потеря зрения;
  • трудности с арифметикой, например, сложение, вычитание, умножение или деление чисел — симптом, называемый «Дискалькулия» врачами;
  • трудности с пространственной ориентацией, т. е. способность точно судить о том, где вы находитесь по отношению к другим физическим объектам;
  • потеря контроля конечностей.

Симптомы глобальной афазии

Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:

  • разговором;
  • пониманием речи других людей;
  • названием объектов, людей и мест;
  • повторением чужой речи;
  • чтением и письмом.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • паралич правой части тела;
  • некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
  • потеря контроля над своими конечностями;
  • проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.

Коррекция

Когда пациент пришел в сознание, он отвечает на просьбы врача, самостоятельно дышит и может говорить, начинается ранний этап восстановления. Он длится до 6 месяцев. Ранний этап начинается со стимуляции речи. В течение всей ранней фазы проводится логопедическая и психотерапевтическая работа с больным.

После раннего начинается резидуальный этап при афазии. Он начинается спустя 6 месяцев после мозговой катастрофы. Пациент участвует в восстановлении языка при помощи упражнений и заданий, которые может выполнять самостоятельно.

Включаются специфические логопедические методики, например, у детей это могут быть логопедические игры или массаж при афазии.

Реабилитация сопровождается психологическим дискомфортом. Больные осознают свои дефекты. Рекомендации близким больных – иметь терпение: пациенты будут говорить невнятно, нечленораздельно, будут издавать хаотические звуки, говорить медленно и с паузами между словами. Однако это преходящий период, и при должном внимании к родственнику и работе с ним речь начнет возвращается к концу первого месяца после травматического события.

Лечение

Лечение зависит от тяжести заболевания. Восстановление может быть медленнее и сложнее, чем другие виды афазии, но это возможно.

В случаях преходящей тотальной афазии люди могут выздороветь без лечения.

Варианты лечения для вписываются в одну из двух категорий:

  1. Стратегии на основе нарушений напрямую помогут улучшить языковые навыки.
  2. Коммуникационные стратегии включают в себя помощь лучше общаться в реальных ситуациях.

Логопедия

Наиболее распространенным вариантом лечения тотальной афазии является логопедия. Существуют различные методы, которые логопеды используют, чтобы помочь улучшить языковые навыки.

Наряду с речевой деятельностью врачи могут использовать компьютерные программы, чтобы помочь процессу реабилитации.

Цели логопедии включают в себя:

  • восстановление речи;
  • общение в меру своих возможностей;
  • альтернативные способы общения.

Визуальная терапия

Визуальная терапия часто используется, когда словесное лечение может быть слишком сложным в данный момент. Человек не использует язык вообще. Визуальная терапия учит людей, как использовать жесты для общения.

Неинвазивная стимуляция мозга

Неинвазивная стимуляция мозга это относительно новая область лечения афазии.

Она использует такие методы, как транскраниальная магнитная стимуляция и транскраниальная стимуляция постоянным током, наряду с речевой языковой терапией, чтобы помочь людям восстановить языковые способности.

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным

Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели

Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. 

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *