Произвольная память: особенности и способы развития

Содержание:

Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы . Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые . К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации

В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании

Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.

Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.

2.1 Намерения и актуальные цели действия

Прежде чем перейти 
собственно к опытам, мы хотим обсудить
некоторые вопросы с целью 
предварительного ограничения нашей 
проблемы. Каждое намерение связано
с будущим, это означает, что речь идет о собственно
намерении только тогда, когда что-то намечается
сделать позднее. На основе намерения
возникает потребностное напряжение, приводящее к его осуществлению. Между
актом принятия намерения и выполнением
намерения существует временный интервал,
в течении которого напряженная система
существует, но временно не проявляет
себя.

Обозначить все планы 
и цели как намерения значило 
бы необоснованно расширить применение
этого термина. Мы будем говорить о намерении
только тогда, когда возникающая напряженная система вначале
относительно отделена от моторики.

Испытуемым дается инструкция
выполнить ряд заданий и решение 
зафиксировать письменно. Перед испытуемым лежат маленькие
листочки бумаги одинакового цвета и величины.
Каждое задание должно быть выполнено
на новом листе. После того как даны общие
инструкции о решении заданий, еще перед
постановкой отдельных задач экспериментатор
предлагает испытуемому в конце каждого
задания подписать лист своим именем.
Это и есть намерение, забывание или запоминание
которого будет особо исследоваться. Испытуемый
же думает, что подпись нужна для сортировки
листов.

Мы начинаем с серии,
в которой рассматриваемое намерение не забывалось никогда
(или почти никогда), и сравниваем ее с
серией II, где была введена пауза.

В ходе опыта испытуемому 
предъявлялся ряд однородных заданий 
со спичками или городами, которые 
он воспринимал как основное задание.

Параллельно с серией I проводилась серия II. Серия
II отличалась от I тем, что после пятого
задания вводилась 5—10-минутная пауза.
После паузы испытуемый опять возвращался
к заданиям со спичками.

Результаты показали,
что в серии I и первой части 
серии II, без введения паузы, намерение — подпись выполняется
хорошо. Перед паузой для испытуемого
во время заданий неизменно существует
ситуация «испытуемого, решающего задания
опыта». С паузой же меняется вся ситуация
в целом. Испытуемый с удовольствием занимается
развлекательным заданием, часто сам показывает
экспериментатору задания, которые тот
не знает. Испытуемый вдруг начинает вести
себя совершенно свободно. Он уже не видит
в собеседнике экспериментатора, который
хочет проверить его, а скорее знакомого,
с которым он оживленно беседует. После
этой «маленькой передышки» снова
возвращаются к собственному опыту. Испытуемый
снова выполняется задания прежнего вида,
но забывает подпись. Это кажется странным.
Еще более удивительно то, что, начиная
со следующего задания, намерение опять
выполняется регулярно.

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

Для малышей:

  • Разучивание стихов и песен.
  • Составление рассказа по картинке.
  • То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
  • Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
  • Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью

Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:

Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
Обсуждение прочитанного или просмотренного.
Максимально  точный пересказ новостных сообщений.

Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти  можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию.

Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.

Советы по улучшению работы мозга можно найти в нашей статье Здоровье мозга

Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать занятия на игровых  тренажёрах для мозга онлайн . Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

2.ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Цель данного исследования
— выяснить некоторые вопросы о сущности
и основных свойствах намерений. Из повседневной
жизни мы знаем, что намерения могут как
выполняться, так и забываться. Иногда
они выполняются даже тогда, когда к моменту
исполнения стали бессмысленными вследствие
изменения ситуации. В этом случае действие
совершается исключительно потому, что
его намеревались совершить.

Выполнение намерения зависит 
от многих факторов. Во-первых, не все люди одинаковы. Бывают люди особенно пунктуальные
в выполнении своих намерений и лица непоследовательные
в этом отношении.

Во-вторых, выполнение намерения зависит 
от его содержания

Намерения бывают более или менее важного содержания. Например, намерение бросить
письмо в почтовый ящик может иметь различный
вес в зависимости от важности письма

Деловые переговоры по телефону или деловой
звонок по телефону, в общем, гораздо важнее,
чем визит вежливости старой родственнице.

Намерения бывают приятные, неприятные или
нейтральные, и это обстоятельство играет большую
роль при забывании или запоминании намерения,
что особенно подчеркивал Фрейд («Психопатология
обыденной жизни», Вена, 1919).

Далее, большое значение имеет, с 
какой именно частью общей жизни человека связано намерение. Бывают
люди, которые добросовестно выполняют
все намерения, связанные с их работой,
и забывчивы в повседневной жизни.

Эта связь специальных 
намерений с общей деятельностью 
и целями человека составляет важную
проблему, которую мы обозначаем как вопрос о включении намерений в более широкие
целостности или внутри-психологические
области и которую мы ставим во главу угла нашего
исследования.

Понятие непроизвольной памяти

В отличие от произвольной, непроизвольная память долго считалось непродуктивным, «ниже» видом мнемической активности. Специальные исследования памяти показывали, что правильность воспроизведения объектов составляла от 10 до 50%, не больше

В этих исследованиях создавались условия, в которых непроизвольное запоминание выступало как случайный результат тех ситуаций, где восприятие и внимание были направлены на какие-то другие объекты. Низкую продуктивность запоминания авторы объяснили тем, что объекты не входили в зону восприятия, испытуемые не обращали на них внимания

По непроизвольным запоминанием твердо закрепилась репутация «случайного» процесса. В этой связи не только психологи-функционалисты, но и представители других психологических школ, а также педагоги-практики, методисты всегда предпочитали произвольном запоминанию в обучении. Резкое противопоставление произвольного и непроизвольного запоминания увеличивалось еще рядом других обстоятельств.

Так, представители функционалистской концепции считали, что разная степень активности сознания в запоминании (наличие или отсутствие сознательного намерения) обусловливает различный характер образованных ассоциаций. Непроизвольное запоминание как случайный процесс, нерегулированный сознанием, приводит к образованию механических связей (преимущественно ассоциаций по смежности). В противоположность ему, произвольное запоминание оценивалось как процесс сознательно регулируемый и поэтому всегда осмысленный, основанный на образовании смысловых связей в материале, запоминающимся. Противопоставление двух видов запоминания сопровождалось также их соотнесением с различными механизмами.

У преподавателей «теории актов» имело место резкое деление произвольного и непроизвольного запоминания. Пьер Жане рассматривал невольное память как «низкую», «биологическую», рефлекторную, а произвольную память — как «высшее», социально опосредованную.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить

Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше

Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию

Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти

При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее

Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

Вспоминайте события прошедшего дня

Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

Запоминание предмета

Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

Когнитивные тренажёры

Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти.  На нашем сайте Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

Типы по способу запоминания

В зависимости от участия в мыслительном процессе психологи выделяют два подвида памяти, характеризующихся наличием или отсутствием осмысления при закреплении нужного материала.

Логическая

Необходимым условием для осмысленного запоминания является понимание. Между усваиваемыми объектами или явлениями нужны смысловые связки. Они составляют основу логической памяти. Желательно разбить всю информацию на составные части, придумать заголовки или выделить опорные пункты, с которыми ассоциируется содержание материала. Нужно мысленно связать заголовки с каждым опорным пунктом, создать ассоциативные ряды. Одним из приёмов логического запоминания является сравнение

Сначала необходимо выявить яркие различия, а потом можно обратить внимание на менее заметные различительные признаки. Смысловое запоминание основывается на чётком понимании логических цепочек запоминаемого материала, поэтому прекрасно упорядочивается и фиксируется в голове

Механическая

Многократное повторение информации без глубокого осмысления содержания приводит к механическому запоминанию. Малышам легче даётся зазубривание, чем взрослым людям, обладающим способностью улавливать основной смысл. Детям трудно вычленить главные части информации. Обычно они сосредоточены на деталях. Студенты на экзамене заученный механическим способом материал могут воспроизвести, но объяснить конкретные понятия затрудняются. Механическая фиксация информации происходит без установления и осознания логической связи между фрагментами текста. Преднамеренное зазубривание без осмысления информации неэффективно, так как оно не позволяет знаниям пробиться из оперативного хранилища в долговременный архив.

Способы развития

Непроизвольную память необходимо развивать всем без исключения. Это существенно поможет в жизни, поэтому выполняйте следующие рекомендации. Они служат примером развития памяти, а также помогают расширить интеллект.

  • Нужно выполнять заучивание наизусть. Это является самой главной техникой.
  • Производный вариант от заучивания наизусть – это пересказ.
  • Перенос опыта или экстраполяция. Здесь выводы распространяются с одной части на другую, а также выявляются закономерности в изучаемом предмете. Когда человек научится переносить опыт, он научится выстраивать аналитические цепочки.
  • Ассоциации вызывают чувства, и материал так лучше запоминается.

Еще необходимо применять следующие факторы, которые также позволят улучшить память.

  • Развиваем уверенность в себе. Когда вы испытываете это чувство, у вас гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие. Клетки головного мозга начинают работать с удвоенной силой.
  • Стремление к положительным эмоциям активирует пассивные клетки мозга.
  • Всепоглощающая заинтересованность дает возможность к быстрому запоминанию.
  • Исключению помех способствует концентрации внимания.
  • Учитесь преобразовывать материал. Когда материал для запоминания выглядит монотонным, то мозг начинает ставить препятствия к его восприятию. А если сделать его не занудным, а интересным, то дело пойдет иначе. Чтобы добиться цели, сочините небольшой рассказ. Так легко усвоить любую информацию.
  • Поставьте цель – обязательно усвоить информацию. Если вы будете многократно повторять одно и то же, вы все равно ничего не сможете запомнить, если не поставили цель.

Поэтому используем данный фактор и подбираем такие источники знаний, которые могут нас шокировать. Так в голове отложится большая часть информации. Например, если вы хотите усвоить исторические данные, то найдите самые интересные моменты, которые будут во всех «красках» описывать события, произошедшие в прошлом.

Также для развития памяти можно использовать таблицы Шульте. Классическая таблица выглядит как квадрат, состоящий из 5 строк и 5 столбцов. В ячейках расположены в произвольном порядке числа от 1 до 25. Сначала нужно освоить матрицы 5х5, а затем переходить к более сложным заданиям. Для этого есть большая таблица 9х9.

Тест на зрительную память

В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается

В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

  • были ли повторы?
  • Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?
  • Каково количество правильно названных изображений?

После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

1.2 Сравнительные исследования произвольного и непроизвольного запоминания

Сравнительные
исследования эффективности произвольного и непроизвольного
запоминания показали, что при глубоком
проникновении в смысловое содержание
материала, при мыслительной переработке
воспринятого, даже без мнемической задачи
материал сохраняется в памяти прочнее,
чем то, что запоминалось произвольно,
но без активной интеллектуальной деятельности.
В то же время там, где непроизвольное
запоминание более продуктивно, чем произвольное,
это преимущество у детей с возрастом
ослабляется, так как более высокое умственное
развитие обусловливает меньшую интеллектуальную
активность при выполнении предлагаемых
заданий.

Непроизвольное запоминание 
зависит от отношения деятельности
к намерениям и потребностям. Эффект Б.В. Зейгарник заключается
в том, что испытуемые, которым предлагают
ряд заданий, при неожиданной просьбе
вспомнить эти задания называют больше
прерванных, незавершенных видов деятельности.
Эффект объясняют отсутствием разрядки
напряжения, которое создается «квазипотребностью»
выполнить деятельность. Он зависит, однако,
от многих факторов, и, в частности, , при
высокой мотивации, когда на первый план
выходят мотивы, связанные с защитой Я,
зависимость меняется на обратную: воспоминания
о «неприятных» задачах, о неудачах подавляются. Сложным является вопрос о влиянии эмоций
на эффективность непроизвольного запоминания.
По Фрейду, то, что имеет яркую негативную
окраску, вытесняется в бессознательное.
Другие авторы (например, Блонский) получали
в экспериментах иные данные, отмечая,
что навряд ли забывание неприятного полезно для жизни. Ясно
лишь, что обычно эмоциональная окраска
улучшает запоминание по сравнению с запоминанием
эмоционально нейтрального материала.
С.Л. Рубинштейн считает невозможным однозначный ответ
на вопрос о том, приятное или неприятное
запоминается лучше. К сожалению, механизмы
влияния эмоций на запоминание до сих
пор изучены плохо.

В современной 
когнитивной психологии к обсуждаемому
вопросу самое прямое отношение
имеет модель «уровня обработки», предложенная
Ф. Крейком и Р. Локхартом. Согласно этой
модели, память является побочным продуктом
обработки информации, а сохранение ее
следов прямо зависит от глубины обработки.
Поверхностный, сенсорный анализ менее
эффективен для запоминания, чем, например,
семантический. Эта модель, по сути сходная
с более ранними взглядами Смирнова и
Зинченко, подвергается критике, однако
она хорошо объясняет многие факты (например,
запоминание текста роли актером при работе
над ней или запоминание следователем
тех трудных дел, которые он вел). Показано
также, что студенты, склонные к глубокой
обработке учебного материала, лучше запоминают
его (Р. Шмек). Полезна и «личностная разработка»
материала, например, поиск событий из
личного опыта, соответствующих изучаемым
закономерностям, или попытки использовать
эти закономерности на практике .

Роль памяти в жизни человека

Каково основное назначение двигательной памяти? В чем ее необходимость:

Формирование базовых навыков человека: письмо, хождение, плавание, которые мы усваиваем в детстве. Она важна в профессиях, где требуется точность и быстрота движений: хирург, ювелир и т. д

Спортсменам, танцорам, водителям и музыкантам очень важно развивать моторную память, чтобы выполнять действия автоматически. Дает возможность концентрироваться не на действиях, а на информации

Например, при печати текста на компьютере, человек сосредотачивается не на клавишах, а на информации. Используется для улучшения процессов мышления, она высвобождает пространство для свежих задач.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Развитие произвольного внимания и памяти

Характеристиками внимания являются концентрация и
устойчивость. Этими навыками обладают и животные, но лишь человек способен к
произвольному вниманию

Малышам до десяти месяцев свойственно лишь
непроизвольное внимание. После, дети начинают совмещать произвольное и
непроизвольное внимание

Стоит ребенку указать на какой-либо предмет жестом,
как у него начинается перестройка внимания.

Наверное вам приходилось наблюдать за детьми,
которые впервые учатся писать. Ребенок при этом занятии не концентрируется
только на руке. Он движется всем туловищем, руками, качает голову и вынимает язык.

Внимание! Произвольное внимание направлено на торможение ненужных движений. Концентрировать внимание дети учатся постепенно

Так к шести
месяцам ребенок может сосредоточенно играть приблизительно 14 минут, а к шести
годам это время растягивается до часа и полтора

Концентрировать внимание дети учатся постепенно. Так к шести
месяцам ребенок может сосредоточенно играть приблизительно 14 минут, а к шести
годам это время растягивается до часа и полтора

В три-четыре года дети еще не способны запомнить информацию особыми приемами. Лишь в старшем дошкольном возрасте с помощью мнемонических приемов ребенок постепенно переходит на произвольную память.

SOURCE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *