Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция

Содержание:

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

Комментарий эксперта

Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.

Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Для развития тактильного восприятия можно использовать:

  • бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
  • баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
  • тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
  • тактильные мешочки и дорожки;
  • сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
  • крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
  • материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
  • природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
  • сортеры с различными наполнителями.

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но внешне. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

Определение понятия

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.

Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации

Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент

Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.

Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.

Ранний детский аутизм: подходы к коррекции

Специалисты в разных областях ищут и предлагают свои подходы к коррекции аутизма:

  1. Медикаментозная терапия (обычно назначается психиатром и невропатологом). Она не предполагает как такового излечения ребенка. Медикаментозное воздействие применяется при аутизме с целью коррекции поведения ребенка и нивелирования различных патологических состояний.

  2. Биомедицинское лечение аутизма у детей (сочетание специальных диет с приемом витаминов, БАДов, противовирусными и противогрибковыми комплексами).

  3. Применение физиотерапии и электростимуляции мозга в лечении ребенка-аутиста.

  4. Метод биоакустической коррекции аутизма. Биоакустическая коррекция предполагает прослушивание ребенком акустически преобразованной собственной энцефалограммы.

  5. Вспомогательные методы коррекции детского аутизма (реабилитация ребенка-аутиста с помощью анималотерапии, арт-терапии и т. д.).

Описанные выше методы родители выбирают и «берут на вооружение» исходя из состояния ребенка. Однако большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Медикаментозная и прочие виды коррекции могут выступать лишь вспомогательным инструментом.

Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

Метод сенсорной интеграции при аутизме

Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют  детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.

Метод сенсорной интеграции базируется на следующих важных принципах:
  • Разумная сенсорная активность очень важна для
    развития детей
  • Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и
    получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс
    успеха
  • Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную
    систему
  • Терапевт сопровождает ребенка в его развитии
  • Поставленные задачи должны быть посильны для
    ребенка и актуальны.
  • Комплексный терапевтический подход с включением всех
    сенсорных систем
  • Создание тесного контакта ребенка и родителей
  • Повышение самостоятельности в действиях с
    предметами
  • Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных
    систем
  • Используется при сложных когнитивных и
    нейрофизиологических проблемах.

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Нарушения и их причины по алфавиту:

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

нарушение сенсорное у детей —

Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие.
Сенсорная система состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга.
Многие сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.

При каких заболеваниях возникает нарушение сенсорное у детей:

При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии.
Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму.
У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к грубому недоразвитию речи.
Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение сенсорное у детей:

НеврологПсихолог

Вы заметили сенсорное нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Другие виды нарушений на букву «с»:

  • нарушение самосознания
  • нарушение свертываемости крови
  • нарушение сексуальное
  • нарушение сенсорное
  • нарушение сердечного ритма
  • нарушение слуха
  • нарушение слуха у детей
  • нарушение сна
  • нарушение сна у детей
  • нарушение сознания
  • нарушение солевого обмена
  • нарушение соматическое
  • нарушение сосудистое
  • нарушение спинального кровообращения
  • нарушение спинного мозга
  • нарушение стула

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Игры сенсорной интеграции при аутизме

Игра «Цирковые слоники»

Набор разноцветных и разноразмерных элементов (слоников). Элементы можно укладывать в различных вариациях, что позволяет ребенку:

  • освоить понятия размера, цвета, симметрии, равновесия;
  • улучшить моторику;
  • получить базовые навыки устного счета.

Игра отлично стимулирует зрительные и тактильные ощущения, а количество ее вариаций безгранично и зависит лишь от фантазии учителя и целей занятий.

Шнуровка-кубики «Веселые картинки»

Игра для развития мелкой моторики, прекрасно подходящая малышам с гиперчувствительностью. Деревянные элементы имеют нейтральную расцветку и неярко выраженную текстуру. «Веселые картинки» относятся к наиболее эффективным играм для улучшения когнитивной функции у детей-аутистов. При помощи игры у ребенка развивается способность к ориентированию в пространстве, навыки шнурования, улучшается глазомер, возрастает концентрация внимания.

Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей

Ошибочно полагать, что нарушение сенсомоторного развития свойственно только детям с ограниченными возможностями. Такая особенность может появиться и у вполне здоровых ребят. И зачастую взрослые воспринимают признаки нарушения сенсорной интеграции как недостаток в воспитании. Хотя это не так. Проявления нарушений сенсомоторики можно заметить в различных направлениях: 

  • Тактильные нарушения. У ребенка может возникать неприязнь прикосновений или, наоборот, слабая реакция при тактильном воздействии.
  • Дисфункция вестибулярного аппарата. Об этом свидетельствует нарушенная координация движений, недостаточная активность или гиперактивность малыша. 
  • Проприоцептивная дисфункция. Ребенок не может ощутить себя правильно в пространстве. Он часто падает; слишком топает, когда идет или бежит; прикладывает большую силу, чтобы удержать предметы. 
  • Аудиальная дисфункция. У малыша повышенная или, наоборот, слабая реакция на звуки. Он может бояться громко слушать музыку или напротив, не реагировать на громкие звуки, вплоть до того, что не откликаться на свое имя.
  • Нарушения оральных функций. Проявляется в боязни кушать твердую пищу или, наоборот, пристрастии к несъедобным предметам, а также очень кислым или острым блюдам.
  • Дисфункция обоняния. Слишком сильная или слабая реакция на запахи. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ее запах кажется слишком резким или не переносить аромат парфюма. Либо, наоборот, он не чувствует даже весьма неприятный запах и не может установить источник его возникновения. 
  • Визуальная дисфункция. Чрезмерная реакция на яркий свет. Ребенок может плакать при интенсивном освещении, стремиться к уединению в темных местах. Недостаточная визуальная реакция. Малыш рисует слишком мелко или слишком крупно, не умеет различать цвета и формы, испытывает трудности при сборе пазлов.  
  • Артикуляционные нарушения. Ребенок не может определить источник звука, с трудом высказывает мысли, не различает голоса. Также у малыша может наблюдаться неразборчивая речь. 
  • Социальная дисфункция. Малыш испытывает трудности в общении с другими детьми, а также избегает диалога с близкими и родными. 
  • Нарушения эмоционального характера. Наблюдается эмоциональная нестабильность, когда малыш активен на индивидуальных занятиях с педагогом, а в окружении других ребят становится молчаливым и замкнутым. 
  • Игровая дисфункция. Многократно повторяет одно действие, требует вовлечение в игровой процесс мамы, избегает игр с ровесниками. 
  • Отклонения в саморегуляции. Ребенок слишком раздражителен, требует постоянного внимания, успокаивается с помощью дополнительных действий — укачиваний, поглаживаний и т. д. 
  • Дисфункция внутренней регуляции. У малыша может быть непредсказуемое поведение и настроение, он неправильно ощущает температуру окружающей среды, не умеет контролировать жажду, голод и т. д. 

Вы здесь

Сообщение об ошибке

User error: Failed to connect to memcache server: 127.0.0.1:11211 in dmemcache_object() (line 415 of /home/asis/web/sensint.ru/public_html/sites/all/modules/memcache/dmemcache.inc).

С Международным днём логопеда

С Международным днём логопеда поздравляем славных специалистов, которые избавляют от комплексов и недостатков своей корректной и компетентной работой!

Желаем всегда быть счастливыми, успешными, радостными, добросовестными, отзывчивыми!

подробнее

Специалисты программы «Сенсорная Интеграция. Инновация. Интервенция. Интерпретация»

Информация с сайта:

«На данной страничке Вы найдете специалиста, работающего в Вашем городе, который закончил курс повышения квалификации по программе «Сенсорная Интеграция. Инновация. Интервенция. Интерпретация» и получил удостоверение государственного образца, защитив свою квалификационную работу.

подробнее

«Сенсорная интеграция: мировые практики»

1 — 2 АВГУСТА 2020

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ «Сенсорная интеграция: мировые практики»Конференция объединит практиков мира и окажет информационную поддержку специалистам,
которые заинтересованы расти профессионально .

Конференция пройдет в рамках повышения квалификации,
по программе Сенсорная интеграция: Мировые практики.

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ,
предстоит пройти итоговое тестирование.

подробнее

Обновление в списке специалистов сенсорной интеграции курса Хелен Грабушинг

На сайте обновилась информация в списке специалистов сенсорной интеграции обучающихся и закончивших Оригинальный обучающий курс сенсорной интеграции
(SI ORIGINAL) Хелен Грабушинг (Австрийская ассоциация сенсорной интеграции)

подробнее

Вебинар Sue Trautman, в чем разница между сенсорной реактивностью и восприятием

Сенсорная модуляция/реактивность и сенсорная дискриминация/восприятие? В чем разница? И почему важно нам знать про эту разницу? Есть много информации про сенсорную модуляцию/ реактивность, но мало, например, говорят про взаимосвязь восприятия тактильных стимулов с праксисом, как это влияет на освоение ребенком навыков. Есть точка зрения, что метод сенсорной интеграции Айрес сводится к работе с уровнем возбуждения ребенка и к работе с его способностью регулировать себя

Но это только лишь часть.

подробнее

Ученые объяснили световую и звуковую чувствительность людей с аутизмом

Найденная «поломка» нервного контура может стать мишенью для диагностики и лечения таких гиперсенситивных состояний.

Исследователи из Массачусетского технологического института и Университета Брауна предложили объяснение явлению повышенной сенсорной чувствительности у людей с аутизмом. По данным статьи, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, причиной этого может служить дефицит определенного белка, приводящий к дисфункции тормозящих нейронов в нервном контуре соматосенсорной коры.

подробнее

Специальность «Физическая и реабилитационная медицина» внесена в номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование. 16 января 2020 МинЮст утвердил документ о внесении правок в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование” (Обновленный приказ от 9 декабря 2019 года).

подробнее

Аплодируйте на здоровье!

Зачем мы хлопаем в ладоши, когда хотим выразить рвущиеся наружу положительные эмоции? Где и когда появились аплодисменты? Как нужно «правильно» аплодировать? И вообще, что такое «аплодисменты для здоровья»? На эти и другие вопросы попробуем ответить при помощи специалистов.

подробнее

Коронавирус и мозг

SARS-CoV-2 связывается с молекулами ангиотензин-превращающего фермента 2 (ACE2) на поверхности легочного эпителия и так проникает внутрь клеток. Известно, что АСЕ2 экспрессируются не только в клетках легких, но и, например, в нейронах и глиальных клетках, и для других коронавирусов показана возможность проникновения в центральную нервную систему (ЦНС). В статье, вышедшей в Acta Physiologica, авторы из Италии и Англии рассуждают о роли нейроинфекции в патофизиологии COVID-19.

подробнее

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

  1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
  2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
  • щелкание языком (громко, тихо);
  • чмокающие движения губами;
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция — упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы

Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.

Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:

  • Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.

    Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.

  • Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.

    Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.

  • Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.

    В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.

  • Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.

    Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.

  • Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).

    При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Оральные дисфункции

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

Оборудование для сенсорной интеграции при аутизме

Цветная панель для развития

Всемирно известное коррекционное оборудование, рекомендуемое психологами, специализирующимися на коррекции аутизма. Принцип действия панели основан на стимулировании зрительной и слуховой систем. Программа состоит из игр, основанных на поиске соответствий. Игры сопровождаются умиротворяющей музыкой, а экран панели покрыт матовым стеклом без раздражающих бликов.

Утяжеленное сенсорное одеяло

Одеяло, утяжеленное мешочками с пластиковыми гранулами, рекомендовано детям и взрослым с сенсорной гипореактивностью (сниженной чувствительностью). Благодаря утяжелению, одеяло обеспечивает ощущение защищенности и комфорта, способствуя быстрому засыпанию и крепкому сну. Некоторые утяжеленные одеяла состоят из нескольких фрагментов, которые можно носить в качестве поясов, шарфов, накидок, наколенников.

Успокаивающий вибрирующий карандаш

Карандаш, оснащенный вибрационным механизмом, помогающим удержать внимание ребенка на занятии по рисованию или правописанию. Прекрасно подходит для гипочувствительных аутистов

Использование карандаша способствует улучшению концентрации мышечной памяти и способности сосредотачиваться, повышает скорость письма и гибкость кисти руки, тренирует силу нажима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *