Дисграфия: что это. дисграфия у детей

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

Аграмматизмы на письме

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией

С самого рождения ребенка старайтесь следить за тем, как вы с ним общаетесь. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Читайте малышу сказки и просите его их пересказывать. Не уставайте поправлять свое чадо, когда он коверкает слова. Это все хорошая профилактика дисграфии.

Когда диагностика показала, что ваш ребенок болен, не торопитесь его быстрее вылечить. Запаситесь терпением. Одним детям достаточно нескольких месяцев упорных занятий со специалистом логопедом, а другим могут понадобиться годы. Внимательно изучите виды заболевания. Определите, какой у вас и начинайте целенаправленно действовать.

Визит к логопеду обязателен. Заболевание может быть запущено и тогда корректировать его станет неимоверно трудно. Будет замечательно, если вместе с логопедом вы привлечете к работе психоневролога. Он даст практические рекомендации по вопросам стимуляции внимания и памяти. Если нужно, то подберет необходимые препараты.

Никогда не ругайте малыша за ошибки, старайтесь даже не шутить и не иронизировать. В семье желательно установить режим полного благоприятствования. Настройте вашего школьника на серьезный лад. Борьба с таким заболеванием, как дисграфия — это, в первую очередь, труд. Кропотливый и нелегкий.

Создайте атмосферу успеха. Ребенок в школе не может быть успешным. Дисграфия уничтожает его радость к учебе. Формула простая: любая неудача переживается, но не является катастрофой, любой успех, даже небольшой, поощряется и становится предметом общей радости.

Поговорите с учителем. Вы должны быть союзниками. Попросите не проверять у вашего «дисграфика» скорость чтения. Некоторые учителя, с подачи администрации школы, делают это регулярно. Очень сомнительный тест для детей, страдающих дисграфией. Он ничего нового вам не выявит. А процедура его проведения может больно ранить малыша. Напомним, что ученика вызывают по списку в класс и там он, при включенном секундомере, пытается за 60 секунд проговорить (прочитать) максимальное количество слов текста, который выбрал учитель. Это, конечно, не ЕГЭ, но обстановочка еще та. Особенно, когда на технику чтения приходит завуч или даже директор. Есть еще один нюанс в этом испытании. Если ваш школьник по списку первый, то он будет читать текст только учителю. А если он в середине списка, то те, кто уже «отбыл» свой номер, будут сидеть в классе и слушать. Это повод для насмешек одноклассников в дальнейшем. Для некоторых детей подобные испытания заканчиваются не просто моральным унижением, а настоящим неврозом.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать

А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Методы диагностики дислексии

Для начала нужно обратиться к логопеду. Логопед выяснит, как протекала беременность и роды. Проведет логопедические тесты для выяснения сформированности навыков взрослого или ребенка. В диагностику входят распознавание звуков и букв, различие графически схожих буквенных знаков. Также пациент проведет самостоятельное списывание простого текста и под диктовку, а также его пересказ. Методы логопедической диагностики у детей и взрослых практически не отличаются.

Тест ниже поможет выявить дислексию, проявляющуюся у взрослых:

  1. Медленно ли вы читаете?
  2. Наблюдались ли школе проблемы с чтением?
  3. Часто ли возникают ситуации, когда нужно перечитать несколько раз предложение, чтобы его понять?
  4. Возникают ли затруднения во время чтения вслух?
  5. Часто ли вы находите ошибки в своем тексте?
  6. Были ли у вас трудности с изучением иностранного языка?
  7. Часто ли вы переставляете или пропускаете буквы при письме?
  8. Является ли затруднительным прочтение многосложных слов?
  9. Предпочитаете ли вы чтение журналов книгам?
  10. Сложны ли для вас проекты, требующие прочтения большого объёма?

Если общее количество ответов «да» составит больше семи, то стоит немедля самостоятельно обратиться к специалисту.

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Да,после консультации с логопедом  и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке. Ниже приводятся упражнения для коррекции. Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься. Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие. Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных символов

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает. Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков. Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Пусть малыш проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова. Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями. Включите фантазию – и у Вас все получится. Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

Поговорите с педагогами. Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно
Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением. Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием
Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки. Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве. Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью. При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают. И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день. Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет. Заряжайте своё чадо только позитивной энергией. Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом

Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается. В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру

Иначе срывов избежать не получится. Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери. Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди. Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?

Причины развития болезни

Специалисты выделяют 3 группы причин, влияющих на становление письменной речи:

  1. Биологические:
  • наследственность;
  • нарушения функций головного мозга;
  • отклонения от нормы развития плода во время беременности;
  • соматические болезни;
  • инфекции, пагубно влияющие на ЦНС.

2. Социально-психологические:

  • долгое пребывание человека в незнакомой среде;
  • упущение педагогов;
  • плохое развитие речевых способностей, неумение правильно высказывать мысли;
  • ребенок пребывает в двуязычной семье.

3. Социальные:

  • родители слишком требовательны к ребенку;
  • раннее обучение правописанию;
  • неправильный выбор изучения материала без учета способностей ребенка.

На нарушения письменной речи влияют различные отклонения, связанные со слухом и зрением. Они вызывают неправильное восприятие информации и в последующем ее изложение в письменной форме.

Катализатором к развитию заболевания у взрослой категории лиц могут служить травмы, образования или хирургические вмешательства в области головного мозга.

Причины возникновения

Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.

Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.

В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.

Коррекция и лечение

Для устранения дисграфии необходим комплексный подход. Тактика определяется в соответствии с формой расстройства и механизмом его развития

Важно также учитывать возраст пациента и ряд его индивидуальных особенностей

Логопедическая коррекция

Основное направление в лечении дисграфии представлено логопедической коррекцией. Необходимо развить до нормального уровня фонематические процессы и произношение звуков, обогатить словарный запас, сформировать грамматическую сторону речи, развить связную речь.

Логопедическая коррекция призвана также развить аналитико-синтетическую деятельность, мышление, память, расширить слуховое и пространственное восприятие.

Прием медикаментов

Помимо логопедической коррекции лечение дисграфии может включать медикаментозную терапию. Ее особенности зависят от причины расстройства. При поражении центральной нервной системы прибегают к ноотропным препаратам и нейропротекторам. Назначается также витаминотерапия.

Реабилитационный период

Лечение дисграфии предполагает также реабилитационный период. Во время него продолжается работа с логопедом, могут применяться медикаменты. Прибегают также к различным физиотерапевтическим методикам:

  • электрофорез с лекарственными препаратами;
  • гидротерапия;
  • массаж;
  • лечебная физкультура.

Роль родителей в период лечения

В лечении дисграфии у детей огромное значение имеет участие родителей, а также обстановка в семье. Необходимо создать ребенку психологический комфорт, уделять ему достаточно внимания, оградить от стрессов и эмоционального перенапряжения.

Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Так дети младшего возраста лучше воспринимают информацию и меньше устают.

С ребенком нужно постоянно общаться. При этом речь взрослых людей должна быть грамотной и четкой

Важно использовать только один язык, отказаться от диалекта, ненормативной лексики, сюсюканья

Полезно приобрести несколько наборов магнитных букв. Взрослые сами могут составлять из них слова, чтобы ребенок читал. Затем ему нужно давать задания на самостоятельное составление различных слов.

Полезно написание диктантов. На начальном этапе необходимо выбирать простейшие тексты. Диктовать слова надо медленно и четко. Темп и сложность следует наращивать постепенно.

Упражнения для проведения дома

Логопеды используют различные методики для коррекции дисграфии. Помимо работы со специалистом необходимо заниматься и дома. Полезно выполнять следующие упражнения:

Выбрать напечатанный текст, имеющий средний шрифт. Книга должна быть незнакома ребенку и не вызывать у него интерес. Задача состоит в том, чтобы подчеркивать в тексте одну букву. Начинать лучше с гласных, затем переходить на согласные. К подчеркиванию другой буквы можно приступать тогда, когда будет закончена работа с предыдущей. Достаточно выполнять это упражнение в течение 5 минут. Когда ребенок хорошо освоит такую работу, необходимо ее усложнить. Теперь одну букву надо подчеркивать, а другую зачеркивать.
Короткие диктанты. Тексты нужно подбирать небольшие – до 200 слов. Ребенок должен писать их карандашом. После написанный текст проходит проверку взрослым, но ошибки исправлять не нужно – их надо отмечать на полях. Затем текст надо отдать ребенку, чтобы он исправил свои ошибки, стерев неправильные буквы.
Написание вслух. Чтобы улучшить письменную речь, следует писать тесты и одновременно все проговаривать вслух. Необходимо также выделять слабые доли – звуки, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки. Это могут быть безударные гласные, парные согласные, буквы с похожим написанием

При выполнении такого упражнения важно следить, чтобы ребенок проговаривал каждое слово полностью.
Для этого упражнения предварительно читать слова не нужно. Ребенку нужно внимательно посмотреть на слово, например, «кошка», затем на букву в его середине («ш»), затем соседние буквы («о» и «к»), после на остальные

В таком же порядке надо написать слово. По такому же алгоритму разбираются еще несколько слов. После этого может быть написан диктант с ними.

Дети хорошо воспринимают наглядные материалы. Можно использовать различные плакаты и карточки, оформляя их в соответствии с имеющимися нарушениями. Полезно изготавливать такой материал вместе с ребенком.

Выполняя различные упражнения дома, важно помнить о терпении. Объяснять информацию нужно спокойно – повышенный тон и раздражение отрицательно сказываются на процессе обучения

Нельзя перегружать ребенка. Необходимо грамотно сочетать занятия с отдыхом и развлечениями. Лучше заниматься по 5-10 минут, но несколько раз в день и регулярно.

Лечение

Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.

Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.

Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.

Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.

Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.

Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.

Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» — «м», вместо «ж» — «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • пониженной работоспособностью;
  • гиперактивностью;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

Лучшие врачи по лечению дисграфии

8.8

Невролог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач первой категории

Новокшонов Александр Александрович

Стаж 26
лет

Клиника здорового позвоночника Здравствуй!

г. Москва, Хорошевское ш., д. 12, корп. 1

Беговая
60 м

8 (499) 519-34-63

10

Невролог
Вертебролог
Врач высшей категории
Профессор

Полевая Елена Валерьевна

Стаж 25
лет

Кандидат медицинских наук

HBP clinic

г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2

Баррикадная
890 м

Краснопресненская
970 м

Маяковская
1.3 км

8 (495) 185-01-01

9.7

Невролог
Сомнолог
Врач высшей категории

Бегашева Ольга Ивановна

Стаж 26
лет

Кандидат медицинских наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

Новокузнецкая
580 м

Третьяковская
780 м

Третьяковская
820 м

8 (495) 185-01-01

8.4

Невролог
Вертебролог

Казакова Земфира Данияловна

Стаж 6
лет

HBP clinic

г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2

Баррикадная
890 м

Краснопресненская
970 м

Маяковская
1.3 км

8 (495) 185-01-01

8.8

Мануальный терапевт
Невролог

Врач первой категории

Бабенко Михаил Федорович

Стаж 16
лет

ABC медицина на 1905 года

г. Москва, ул. 1905 года, д. 17

Улица 1905 года
290 м

Краснопресненская
1.4 км

Клиника ЦК

г. Москва, ул. Кадырова, 4 корпус 1

Бунинская аллея
260 м

Улица Горчакова
1.3 км

8 (499) 519-36-05

8 (499) 116-80-75

8.2

Невролог
Психотерапевт
Врач первой категории
Доцент

Хайбуллаев Гамзат Хайбуллаевич

Стаж 4
года

Клиника Московский доктор

г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 5

Чертановская
150 м

Медицинский центр Президент-Мед на Коломенской

г. Москва, ул. Якорная, д.7, корп.1

Коломенская
1.8 км

8 (499) 969-26-27

8 (495) 185-01-01

9.8

Невролог

Гадаборшева Тамара Магомедовна

Стаж 42
года

Медцентр Медквадрат на Каширском ш.

г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1

Каширская
2.8 км

Каширская
3 км

8 (499) 519-35-25

10

Кардиолог
Невролог
Пульмонолог
Ревматолог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории

Сафиуллина Аделия Юрьевна

Стаж 30
лет

Кандидат медицинских наук

Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной

г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3

Бауманская
1.2 км

8 (499) 519-39-95

9

Невролог
Рефлексотерапевт
Вертебролог
Реабилитолог
Вегетолог
Гериатр (геронтолог)
Врач первой категории

Кубышта Светлана Михайловна

Стаж 16
лет

Ист клиник в Беляево

г. Москва, Профсоюзная, д. 104

Беляево
110 м

Коньково
890 м

Калужская
1.8 км

8 (499) 969-29-33

9.9

Невролог
Психотерапевт

Семёнова Юлия Викторовна

Стаж 26
лет

Клиника Московский доктор

г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 5

Чертановская
150 м

Клиника Московский доктор

г. Москва, ул. Коктебельская, д. 2, корп. 1

Бульвар Дмитрия Донского
500 м

Улица Старокачаловская
800 м

8 (499) 969-26-27

8 (499) 969-29-32

Как выявить дисграфию на ранней стадии

При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.

Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты. Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться

Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда

Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию

Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой

Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.

Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей «Тотального диктанта» вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь «пятёрку» по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать — это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.

Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:

умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
умение различать в слове отдельные звуки;
работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).

Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально «я» или «р». А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как «ТАНR» — это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.

Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра «Эмбер» обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *