Шизофрения у детей. симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Формы шизофрении у детей

Выделяют следующие формы: кататоническая, гебефреническая или юношеская, простая форма, привитая форма.

Кататоническая форма характеризуется замкнутостью, кататоническим возбуждением переходящим в ступор, застывании в позах, негативизмом, отказом от пищи, а также  речевого контакта. Депрессия и отрешенность от окружающей действительности отмечается у больных детей кататонической формой. Данная форма шизофрении характеризуется как длительной ремиссией, так и полным выздоровлением.

Гебефреническая (юношеская) форма отличается медленным течением, характерна для старшего школьного возраста. Заболевание начинается внезапно: острая головная боль, рассеянность, бессонница. Основным признаком заболевания выступает немотивированная дурашливость, бредовые идеи, галлюцинации. Исходом болезни выступает слабоумие

Простая форма шизофрении

Характерна для любого возраста, отличительной особенностью выступает утрата интересов, эмоциональное безразличие, нарастающая вялость, замкнутость и снижение интеллекта.

Эпизодически беспокоят галлюцинации, а также параноидальное состояние со злобной агрессией. Больные скитаются по улицам. Болезнь прогрессируя, приводит к апатическому слабоумию, а также оскудению психики

Привитая форма шизофрении

Характерна для детей, перенесшим органические поражения головного мозга и как результат задержка в психическом развитии, преимущественно олигофрения.

Ребенок капризен, замкнут, раздражителен. Течение и исход болезни может заканчиваться выздоровлением, а также длительной ремиссией.

По клинике выделяют такие формы, как непрерывно текущая, приступообразно-прогредиентная, реккурентная-периодическая.

Но исследователи придерживаются классификации В.М. Башиной, в которую входит непрерывная, злокачественная, малопрогредиентная, приступообразная, приступообразная малопрогредиентная, приступообразная рекуррентная и вялотекущая шизофрения

Диагностика шизофрении у детей     

На сегодняшний день существует открытый спорный вопрос касающийся диагностики  детской шизофрении. Шизофрения у подростков манифестирует в пять раз чаще, чем у детей дошкольного возраста. Интересно то, что часть детей болела с детства, но не была диагностирована вовремя.

Диагностика шизофрении у детей происходит при контакте врача с заболевшим. По результатам беседы врач выстраивает картину клиники заболевания, которую далее подтверждает анализами и тестами. При наличии у ребенка личностных расстройств, апатии и оскудении эмоций, плюс рассеянного внимания, плохой памяти и концентрации — врач сразу диагностирует заболевание. Затем изучению подлежат функции мозга, а также нервной системы и маленькому пациенту рекомендуют обследоваться на наличие других заболеваний.

Тесты, исследования, томография мозга, электроэнцефалография покажут четкую картину по заболеванию и врач назначит лечение

Шизофрения у детей — лечение             

Ранняя диагностика для лечения шизофрении очень важна. Психиатрическое лечение рекомендуется при многих симптомах и проблемах шизофрении и на этом должны настаивать родители после посещения терапевта, чтобы не пропустить начало заболевания.

Шизофрения у детей и подростков успешно лечится с учетом индивидуальности и привлечения других специалистов. Важна комбинация препаратов, а также индивидуальная, семейная терапия и внедрение специализированных программ.

Лечение шизофрении у детей, а также подростков включает атипичные антипсихотические препараты. Они хороши тем, что имеют меньше побочных эффектов, в отличие от стандартных лекарств.

Еще статьи по данной теме:

• Шизофрения у мужчин  • Шизофрения у женщин

Принципы лечения и прогноз

До пятилетнего возраста обследование ребенка осуществляется наблюдающим специалистом. Он занимается разработкой диагностических мероприятий, если обнаружены патологические отклонения в поведении ребенка. По достижению 5 лет, родители должны отправиться к психотерапевту или детскому психиатру.

В основе принципов лечения является использование медикаментозных препаратов и работы психотерапевтов. Данным специалистом выбирается оптимальная дозировка и сам препарат, который не вызовет негативной побочной симптоматики или сведет ее к минимуму. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы создать вокруг ребенка положительную атмосферу и снизить развитие стрессовых ситуаций.

Если у ребенка развивается острое течение шизофрении, то могут быть приняты меры по его госпитализации. Медикаментозное лечение назначается в зависимости от того, насколько тяжелым является состояние ребенка и наличием развивающейся побочной симптоматики. В большинстве случаев, специалисты предпочитают использовать психотерапевтические методы и прибегать к тяжелым медикаментов в случае крайне необходимости.

Так как ребенок еще находится в стадии развития и взросления, специалисты в основном формируют позитивный прогноз на дальнейшее будущее. Что касается психиатров, то однозначного прогноза они сформировать не могут. Это связано с двойственным течением шизофрении. В раннем возрасте оно может переносится в более легкой форме, а с другой – существует большая вероятность стремительного развития в будущем. Положительный прогноз формируется при следующих факторах:

  1. Поздняя стадия заболевания
  2. Острая форма шизофрении на начальном этапе
  3. Наличие ярких эмоций
  4. Сформированный круг общения и семьи.

Важно принять во внимание, что при появлении шизофрении, ребенок должен находится под постоянным контролем специалистов, которые отслеживают побочную симптоматику и развитие иных признаков заболевания

Лечение

При ранней детской шизофрении или легких ее формах чаще всего достаточно психотерапии. За ее основу принимают регулярные беседы больного с врачом-психотерапевтом. Подобные разговоры очень эффективны для многих детей. Задачей специалиста становится восстановление всех психических аспектов жизни пациента: нормализация мышления, развитие самоуважения и самоконтроля, избавление от негативных идей и устранение иной симптоматики. Также рекомендуются сеансы семейной терапии, куда ребенок приглашается вместе с родителями.

Более тяжелые случаи требуют обязательного медикаментозного лечения, хотя и психотерапия все равно остается обязательной составляющей. Прием медикаментов помогает купировать выраженную симптоматику, помогая улучшить состояние больного. Если лечиться не удается даже таким образом, то вся терапия будет направлена на задержку развития болезни и поддержание состояния ребенка.

Из медикаментов назначают нейролептики: «Галоперидол», «Торазин», «Проликсин», «Меллерил» и некоторые другие. Вместе с этим обязательно прописывают соблюдение диеты, исключающей всю вредную пищу.

Как протекает болезнь

Поскольку каждый ребенок – это индивидуальность, то нельзя установить общий стандарт психического развития, а любое отклонение от него – патологией. В этом и состоит сложность установления диагноза.

К тому же у многих шизофрения проявляется временами, приступами. Такое течение характерно более чем для 60% больных. У мальчиков болезнь не имеет яркой выраженности, но отличается стабильностью и постоянным прогрессом.

Такое развитие наблюдается у каждого четвертого пациента дошкольного возраста. У девочек болезнь носит приступообразный, но ярко выраженный характер. По данным медицинской статистики каждый третий ребенок с установленным диагнозом, имеет тяжелую форму из-за выраженной повышенной олигофрении.

2 Основные клинические проявления и виды

К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм — это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.

Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов — аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.

Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:

  • позитивные (продуктивные);
  • негативные (дефицитарные);
  • когнитивные (дезорганизованные);
  • аффективные расстройства.

Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии — это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации — возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред — убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение — поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.

К неадекватному поведению также относится кататония — группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению — дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.

Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.

При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).

Симптомы

Начальные симптомы болезни могут возникнуть в разном возрасте. Именно от него же будет зависеть то, как именно будет проявляться шизофрения

Чаще всего выявлять ее удается у детей школьного возраста, так как в этот период особое внимание уделяется их интеллектуальной деятельности, которая почти всегда страдает при такой болезни

В раннем возрасте

До 3-х лет малыши практически не разговаривают, а их умственные способности остаются весьма ограниченными. Поэтому любые отклонения выявлять в этот период очень трудно. Чаще всего первые симптомы оказывают минимальное влияние на поведение и действия ребенка.

Как проявляется шизофрения у детей раннего возраста:

  • зацикленные действия, раскачивания или ходьба туда-обратно;
  • беспричинные приступы плача или смеха;
  • нарушения сна, бессонница;
  • отсутствие эмоционального ответа на приближение родителей;
  • незаинтересованность при кормлении грудью;
  • излишняя капризность, заметное беспокойство, грусть.

Некоторые врачи при перечислении подобной симптоматики даже не предполагают, что у малыша могла развиться шизофрения. В таких случаях рекомендуется настаивать на проведении полноценного обследования.

В дошкольном возрасте

Ребенок может рождаться и жить первые годы вполне нормально, не подавая никаких признаков наличия отклонений. В таких случаях часто симптоматика резко усиливается в дошкольный период. Особенно заметны изменения в поведении ребенка.

Какие симптомы могут беспокоить дошкольника:

  • необоснованные приливы страха, чаще всего они связаны с фантазиями;
  • периодические внезапные приступы смеха или плача;
  • нарушения сна, бессонница в ночное время и сонливость в дневное;
  • отказ смотреть в глаза другим людям;
  • отсутствие какой-либо мотивации или инициативы;
  • проблемы с речью;
  • возникновение галлюцинаций;
  • сумбурность мышления, отсутствие логики;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры с неодушевленными предметами;
  • нежелание играть, потеря эмоций;
  • зацикленность на конкретном объекте;
  • навязчивые состояния с ритуалами поведения;
  • сравнение себя с животным.

Умственные нарушения в этот период проявляются не всегда. При вялотекущей форме возможно внезапное развитие интеллекта, выделяющее ребенка на фоне сверстников. В таких случаях признаки шизофрении у ребенка вскоре ухудшаются, а вместе с ними снижаются его умственные способности.

В подростковом возрасте

Подросток испытывает симптоматику, схожую с течением шизофрении у взрослых людей. При этом уровень его развития может внезапно упасть, из-за чего поведением он будет напоминать маленьких детей.

Клинические признаки шизофрении у подростков:

  • галлюцинации слухового, тактильного или зрительного характера;
  • бредовые мысли, уверенность в наличии физических недостатков, развитие анорексии;
  • отказ от правил гигиены, искусственная изоляция от окружающих, замкнутость;
  • паранойя, навязчивое состояние, кататонические симптомы;
  • психопатоподобные наклонности, избыточная сексуальная возбудимость;
  • негатив по отношению к родителям;
  • тяга к употреблению алкоголя или наркотиков;
  • нестандартный интерес к религии или философии при отсутствии знаний о них;
  • раздробленность речи, снижение успеваемости в школе.

Душевная боль у такого ребенка может быть настолько серьезной, что в некоторых случаях возможны попытки суицида. Подобные проявления считаются большой редкостью, но имеют место и требуют особого внимания к детям.

Формы

Статистика свидетельствует, что примерно у 69% детей раннего и дошкольного возраста заболевание начинается в возрасте до 3 лет. Шизофрения у ребенка 2 лет вполне может появиться. У 26% малышей недуг развивается между 3 и 5 годами. У остальных детей заболевание диагностируется в 5—8 лет. Чаще всего выявляется шизофрения у мальчиков. Девочки реже сталкиваются с этим расстройством.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста подразделяется на несколько форм:

  • злокачественно текущая;
  • непрерывно-прогредиентная;
  • вялая.

В 1,5—2 года начинает развиваться такая шизофрения у ребенка. Симптомы включают в себя угасание психической активности, уменьшение интереса к играм, исчезновение эмоциональной привязанности и стремления к общению. Больной перестает развлекать себя игрушками. Его игры заключаются в однообразном размахивании, постукивании неигровыми предметами (железками, палочками, веревочками).

Для этой формы шизофрении характерно возникновение симптомов заболевания в возрасте 5—9 лет. У детей появляется подозрительность и недоверчивость. Они могут отказываться от дружбы с другими малышами, аргументируя это тем, что отнимут все игрушки. В некоторых случаях появляется бредовая настроенность в отношении родителей.

При непрерывно-прогредиентной форме дети могут непроизвольно фантазировать. При заболевании появляются зрительные и слуховые галлюцинации. К ним присоединяются переживания, возникающие во сне.

Для вялой формы шизофрении еще характерны следующие проявления:

  • снижение аппетита;
  • нарушение темпа речи;
  • расстройства сна;
  • немотивированные страхи, связанные со сказками, фантазиями, которые впоследствии часто провоцируют появление идей преследования.

С родителями ребенок расстается легко. Некоторые дети не отпускают своих мам и пап, но подобное поведение у них наблюдается лишь из-за переживаемых страхов. В некоторых случаях у детей проявляются такие признаки, как жестокость, злобность, агрессия, садизм.

Шизофрения имеет множество форм, некоторые из которых легко перепутать между собой:

  • Простая (вялотекущая) шизофрения. Особенностью является постепенное начало, как правило, в возрасте 12-14 лет, и может медленно прогрессировать на протяжении всей жизни. Больные становятся замкнутыми, появляется двойственность суждений, нарастает апатичность и ненависть к окружающим. Характерна «фамильная ненависть» — агрессия по отношению к своим родителям. А теперь скажите, похоже ли это на шизофрению или же на подростковый максимализм и гормональные изменения? Галлюцинации и бредовые суждения могут быть выражены незначительно;
  • Параноидная. Ведущим симптомом является бред преследования, иногда – бред ревности. Часто встречаются слуховые галлюцинации, реже – зрительные. Голоса могут быть как нейтрального, так и насильственного характера;
  • Гебефренная — юношеская шизофрения. Пик заболеваемости приходится на 14-16 лет, у подростков отмечается манерность, изменение в поведении, неспособность выполнять повседневные дела, агрессивность, разорванность речи мышления, слуховые галлюцинации;
  • Кататоническая. Выражается в апатичности, ступоре, застывании в одной позе, часто присутствуют галлюцинации. После ступора наступает возбуждение с неконтролируемым копированием чужих высказываний, движений, мимики, жестов;
  • Недифференцированная. Смешанная форма, у которой нет ярко выраженной симптоматики;
  • Постшизофреническая депрессия — после дебюта шизофрении у человека начинается депрессивный синдром, симптомы которого выступают на первое место. А, как известно, при депрессии также возможны галлюцинации и бредовые переживания;
  • Остаточная. Симптомы шизофрении размыты, однако сохраняется эмоциональная холодность и тупость.

Причины

Как и любая другая болезнь, детская шизофрения обусловлена определенными факторами, ведущими к развитию недуга. При этом ученым не удалось установить весь спектр причин – есть лишь факторы, которые увеличивают риск заболеваемости, но не означают стопроцентной вероятности такого исхода.

Основной причиной считается генная предрасположенность, а именно – нарушение генной структуры. Впрочем, никто не может сказать, когда этот фактор сыграет свою роль, потому что врожденная по своей сути шизофрения проявляется лишь под действием определенного катализатора.

Диагностировать недуг у новорожденного вскоре после рождения вероятнее в том случае, если катализатором выступило событие, произошедшее еще в бытность ребенка плодом – например, , митохондриальная недостаточность, другие патологии беременности и осложнения при родах.

В большинстве случаев первые признаки наблюдаются значительно позже, будучи вызванными вирусным инфицированием нервной системы или сильным стрессом. При этом совпадение даже нескольких названных факторов совсем не означает, что ребенок заболеет шизофренией.

При этом у родителей с генными нарушениями могут рождаться совершенно здоровые дети, и наоборот – болезнь в полностью здоровой семье может впервые проявиться у малыша, получившего генное нарушение не в наследство, а в результате собственной патологии.

Симптомы

Начальные симптомы болезни могут возникнуть в разном возрасте. Именно от него же будет зависеть то, как именно будет проявляться шизофрения

Чаще всего выявлять ее удается у детей школьного возраста, так как в этот период особое внимание уделяется их интеллектуальной деятельности, которая почти всегда страдает при такой болезни

В раннем возрасте

До 3-х лет малыши практически не разговаривают, а их умственные способности остаются весьма ограниченными. Поэтому любые отклонения выявлять в этот период очень трудно. Чаще всего первые симптомы оказывают минимальное влияние на поведение и действия ребенка.

Как проявляется шизофрения у детей раннего возраста:

  • зацикленные действия, раскачивания или ходьба туда-обратно;
  • беспричинные приступы плача или смеха;
  • нарушения сна, бессонница;
  • отсутствие эмоционального ответа на приближение родителей;
  • незаинтересованность при кормлении грудью;
  • излишняя капризность, заметное беспокойство, грусть.

Некоторые врачи при перечислении подобной симптоматики даже не предполагают, что у малыша могла развиться шизофрения. В таких случаях рекомендуется настаивать на проведении полноценного обследования.

В дошкольном возрасте

Ребенок может рождаться и жить первые годы вполне нормально, не подавая никаких признаков наличия отклонений. В таких случаях часто симптоматика резко усиливается в дошкольный период. Особенно заметны изменения в поведении ребенка.

Какие симптомы могут беспокоить дошкольника:

  • необоснованные приливы страха, чаще всего они связаны с фантазиями;
  • периодические внезапные приступы смеха или плача;
  • нарушения сна, бессонница в ночное время и сонливость в дневное;
  • отказ смотреть в глаза другим людям;
  • отсутствие какой-либо мотивации или инициативы;
  • проблемы с речью;
  • возникновение галлюцинаций;
  • сумбурность мышления, отсутствие логики;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры с неодушевленными предметами;
  • нежелание играть, потеря эмоций;
  • зацикленность на конкретном объекте;
  • навязчивые состояния с ритуалами поведения;
  • сравнение себя с животным.

Умственные нарушения в этот период проявляются не всегда. При вялотекущей форме возможно внезапное развитие интеллекта, выделяющее ребенка на фоне сверстников. В таких случаях признаки шизофрении у ребенка вскоре ухудшаются, а вместе с ними снижаются его умственные способности.

В подростковом возрасте

Подросток испытывает симптоматику, схожую с течением шизофрении у взрослых людей. При этом уровень его развития может внезапно упасть, из-за чего поведением он будет напоминать маленьких детей.

Клинические признаки шизофрении у подростков:

  • галлюцинации слухового, тактильного или зрительного характера;
  • бредовые мысли, уверенность в наличии физических недостатков, развитие анорексии;
  • отказ от правил гигиены, искусственная изоляция от окружающих, замкнутость;
  • паранойя, навязчивое состояние, кататонические симптомы;
  • психопатоподобные наклонности, избыточная сексуальная возбудимость;
  • негатив по отношению к родителям;
  • тяга к употреблению алкоголя или наркотиков;
  • нестандартный интерес к религии или философии при отсутствии знаний о них;
  • раздробленность речи, снижение успеваемости в школе.

Душевная боль у такого ребенка может быть настолько серьезной, что в некоторых случаях возможны попытки суицида. Подобные проявления считаются большой редкостью, но имеют место и требуют особого внимания к детям.

Протекание болезни

Если дети и заболевают шизофренией, то обычно это происходит еще на этапе дошкольного возраста. Это особенно усложняет диагностику, поскольку практически все названные симптомы сами по себе на шизофрению не указывают, а являются отклонениями в пределах нормы, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.

Ситуация еще больше усугубляется также тем, что более двух третей всех больных шизофренией детей переживают заболевание в виде приступов. Оно не проявляется стабильно, тогда как непрерывное развитие недуга наблюдается лишь у каждого четвертого маленького пациента.

По неустановленным причинам в группе особого риска находятся мальчики – девочки составляют всего лишь четверть всех пациентов такого типа. Кроме того, именно у мальчиков болезнь прогрессирует хоть и вяло, но стабильно, тогда как девочки отличаются более ярко выраженными, но все же не постоянными приступами.

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *