Дислексия

Дислексия: симптомы расстройства

Для родителей наиболее очевидными являются следующие симптомы: ошибки в тетрадях, путаница на письме, ужасный почерк, который заходит за красные линии и т. п. Но существует множество более ранних сигналов, которые указывают на риск дислексии. Они могут появляться уже в младенческом возрасте.

Дислексию можно распознать даже не будучи специалистом. Наиболее распространенные и часто встречающиеся симптомы дислексии у ребенка включают:

  • проблемы с пространственной ориентацией (дети могут путать, где правая сторона, а где левая);
  • неустойчивое доминирование одной стороны тела (ребенок может проявлять свойства амбидекстра или быть, к примеру, правшой, но смотреть в отверстия левым глазом или выполнять некоторые действия левой рукой, вместо правой);
  • отсутствие способности к запоминанию дней недели, времен года, заучиванию даже небольших стихотворений;
  • неспособность двигаться, в том числе, сюда относятся движения руками, особенно у мальчиков могут возникать проблемы с застегиванием одежды, шнуровкой обуви, мытьем рук, пользованием столовыми приборами, удержанием равновесия и т. д.
  • таким детям может не даваться езда на велосипеде, игры в футбол или классики, прыжки со скакалкой или на одной ноге;
  • трудности в собирании конструктора, решении головоломок;
  • постоянное искажение слов;
  • в школе такие дети могут писать буквы справа-налево или в зеркальном отображении, изменять префиксы и предлоги, изменять целые слова и словосочетания, не замечая при этом своих ошибок.

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей — им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Занятия под присмотром специалистов

Не останавливайтесь на своих собственных идеях или идеях, найденных в Интернете — чтобы реабилитация была максимально эффективной, обязательно проконсультируйтесь с терапевтом. В частности, определенные типы движения стимулируют производство новых связей между полушариями головного мозга, улучшают координацию, плавность чтения, концентрацию внимания и памяти и активируют мышление. Они освобождают от стресса, регулируют дыхание, хорошо влияют на эмоциональную стабильность, укрепляют чувство собственного достоинства. Поэтому логопеды не только тренируют речевой аппарат, но и заставляют двигаться все тело ребенка. Он выполняет чередующиеся движения: касается правого локтя поднятой левой коленкой и наоборот, или рисует восемь восьмерок в воздухе большим пальцем.

Кроме того, рекомендуется использовать здоровую диету (без животных жиров, консервантов, уксуса, избыточных сладостей).

Какие формы она принимает?

Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием, т. е. все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.

Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, т. е. он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.

Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». Т. е. суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.

Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.

И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.

Дислексия и одаренность

Бытует мнение, что это косвенное проявление одаренности. В этом, конечно, можно найти рациональное зерно. Хотя бы потому, что мозг может компенсировать недостаточное развитие одной способности выдающимся развитием другой.

В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Соединенное Королевство) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мелкие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти. Опираясь на эти выводы, можно даже сделать робкую догадку, что феноменальные художественные способности Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо были связаны с их дислексией.

Первоначальная диагностика дислексии

Дислексию у ребенка следует диагностировать как можно раньше. Это поможет правильно скорректировать лечение и подобрать самый правильный подход к воспитанию такого ребенка. Распознать дислексию очень нелегко. Ребенку с этим расстройством с трудом даются, казалось бы, обычные вещи, которые его сверстники уже давно освоили. Например, болеющий ребенок не может свободно читать, в одном предложении он постоянно делает по несколько орфографических ошибок. Он смешивает похожие слова, изобретая при этом новые понятия, пишет, “как курица лапой”. В школе ему обычно говорят, что он лентяй, ставят плохие оценки, постоянно критикуют.

Различные формы расстройств

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

  • собственно дислексия — трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия — неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография — трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия — проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия — трудности с освоением математики и устным счетом;

Что мешает читать и понимать прочитанное?

Фундамент проблемы — нейрофизиология. Разумеется, ее можно нивелировать, но только до определенной степени. Еще считается, что у дислексии есть генетические причины.

После 130 лет изучения расстройства ученые в целом сходятся во мнении, что строение задней части левой средней височной извилины мозга — ее краеугольный камень. Еще один нюанс — это сбой в распределении функций между полушариями. Список причин завершает расстройство зрительного восприятия. У хорошо читающих людей глаза передают мозгу разные картинки. Т. е. информация от правого глаза слегка отличается от информации от левого. При этом один глаз имеет приоритет. Глаза же дислексика передают мозгу совершенно одинаковую информацию, и это мешает ее верно обрабатывать.

Упражнения и гимнастика

Дислексия – очень серьезное расстройство. С ним можно жить и вести обычный, нормальный образ жизни и никак не выделяться из общей массы здоровых людей. Но для этого нужно приложить усилия. Необходимо работать над собой, над своими навыками всю жизнь. Да, даже будучи взрослым человеком, обладатель дислексии обязан работать над почерком, постоянно развивать мышление, логику, решать головоломки, если хочет вести комфортный и типичный для человека без этого заболевания образ жизни.

Следующие упражнения могут помочь развивать анализаторские и другие навыки у детей с дислексией, но стоит помнить, что самолечение в данном случае лишь навредит, поэтому приведенные ниже рекомендации и примеры носят исключительно ознакомительный характер:

  • вырежьте изображение на четыре части и дайте ребенку сложить, как пазл, постепенно делайте все больше и больше деталей, усложняйте задание;
  • практикуйте координацию рук и глаз – попросите ребенка сначала пальцем, а затем маркером отметить контуры рисунка;
  • играйте в мяч с ребенком (футбол, волейбол, баскетбол, простое перебрасывание);
  • развивайте использование языка: изучайте рифмы, члените слова на звуки, сравнивайте их;

Как лечить?

Лечение дислексии — дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.

Полная диагностика

Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза. Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией. В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка. Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.

Дислексия — не признак слабоумия

Иногда встречается точка зрения, согласно которой неуверенное чтение — индикатор слабоумия. Разумеется, это грубая ошибка. Первый задокументированный случай дислексии относится к 1887 году, когда немецкий медик Рудольф Берлин в своей работе рассказал о пациенте — мальчике с достаточно развитым интеллектом, но систематически ошибающемся при чтении. Ребенок уверенно и правильно мыслил, не страдал слабоумием.

Наконец, в 2011 году было доказано, что дислексия — это не проблема из области IQ и измерений общего интеллекта. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые из Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они пригласили 131 ребенка, от 7 до 17 лет. После непродолжительного теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемых разбили на три группы: хорошо читающие с нормальным IQ, плохо читающие со стандартным IQ и плохо читающие с низким коэффициентом интеллекта. Во время теста им показывали напечатанные словосочетания и спрашивали, зарифмованы они или нет. Параллельно запускалось магнитно-резонансное сканирование шести участков мозга, отвечающих за поиск соответствий между звуками и графическими знаками. Итог: у детей с дислексией активность этих участков была одинаково низкой, независимо от того, какой IQ был у ребенка, пониженный или нормальный.

Что такое дислексия?

Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок. Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все. Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании. Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.

Причины и профилактика дислексии

В основе дислексии лежит плохая способность распознавания. Ребёнок часто не способен запомнить звуки. Патология может характеризоваться нарушением понимания текста и его написания. В дальнейшем это приводит к возникновению проблем с запоминанием информации на слух, подбором подходящих слов и формированием речи в целом.

В формировании заболевания большое значение имеет наследственный фактор. Если у кого-то из родителей имелось нарушение чтения или расстройства в освоении школьных навыков, ребенка сразу же включают в группу риска.

Ученые исследовали патологию. В результате удалось выявить функциональные изменения головного мозга у людей, которые страдают патологией. При этом специалисты пришли к мнению, что патология является результатом кортикальной дисфункции из-за врожденной аномалии развития нервной системы и структуры головного мозга. Особую роль в причинах возникновения недуга и нарушения процесса объединения частей в единое целое играет и интеграция.

Большинство специалистов связывают патологию с особенностями функционирования левого полушария головного мозга и нарушением работы в участках, отвечающих за распознавание речи. Важную роль играет и изменение слаженности функционирования между этими областями. Подобное явление может возникнуть из-за разрыва соединения. Так, если имеет место быть дисфункция в области угловой извилины головного мозга, правого полушария и средней затылочной области, это может привести к возникновению проблем с распознаванием слов.

Ребёнок, страдающий дислексией, может испытывать и другие проблемы с чтением. При этом они существенно отличаются от симптомов, присущих заболеванию. Так, нарушения способны спровоцировать различного рода сложности в понимании речи. Иногда возникают зрительные проблемы и аномальное движение глаз при чтении. Эти явления к дислексии не относят. Однако вышеуказанные особенности так или иначе оказывают влияние на изучение слов.

Родители могут попытаться снизить вероятность возникновения патологии и последствий, к которым она приводит. Для этого необходимо проходить диагностические исследования, позволяющие определить нарушение как можно раньше. Присутствие симптомов может стать поводом для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции. Дополнительно необходимо формировать функциональный базис навыков чтения. Для этого проводится работа в детском саду. Она возложена на воспитателей. Родители также должны заниматься развитием ребёнка.

Симптомы у детей школьного возраста

  • Ребенок 5-7 лет: имеет проблемы с чтением, дифференциацией и различением подобных звуков по звучанию (например, в-ф, п-б), разделение слов на слоги также дается с большим трудом, практически отсутствует способность к запоминанию стихов и ориентации в пространстве и/или во времени.
  • Ученик начальных классов: имеет проблемы с составлением более длинных речей, путает буквы похожих форм (например, а-о, и-м, р-я, г-т и др.), пропускает буквы, когда пишет под диктовку или переписывает текст с учебника, пропускает точки, запятые и другие знаки препинания, делает пунктуационные, грамматические и орфографические ошибки, пишет некрасиво, неразборчиво, не может выучить таблицу умножения.

Что такое «дислексия»?

Дислексия — расстройство высшей психики, проявляющееся в трудностях во время обучения чтению и письму. При этом общая способность обучаться сохраняется. Патология является одной из наиболее частых аномалий у детей. Она выявляется у 58 процентов обучающихся. При этом у мальчиков заболевание констатируется гораздо чаще, чем у девочек. Степени тяжести патологии могут существенно различаться. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем лучших результатов в последующем удастся добиться. Однако начать развивать речевые способности можно в любом возрасте.

У детей, у которых выявлена дислексия, наблюдается проблема с чтением. Они сложно обучаются этому навыку. Причина кроется в сбоях некоторых функций головного мозга. Так, присутствует нарушение передачи изображения как визуального образа на информацию, полученную человеком. Нужно учитывать, что дислексия не является проблемой зрения или слуха. Со слабоумием она также не связана.

В дошкольном возрасте заболевание обнаруживается крайне редко. В процессе занятий ребёнок может испытывать страх из-за того, что не сможет научиться читать. Это только усугубляет существующие проблемы. Если лечение начато не вовремя, у ребенка может развиться невроз и снизится самооценка. В этом случае поведение больного дома и в учебном заведении может стать неадекватным. Если и дальше игнорировать проблему, возможно возникновение серьезных сложностей в обучении.

Как выглядит дислексия с фото

Внешне дислексия никак не проявляется. Дети с таким заболеванием могут ничем не отличаться от других. Проблемы у лица с таким недугом возникают в процессе освоения навыка чтения или восприятия прочитанной информации. Дети могут не понимать написанный текст, а также допускать ошибки при самостоятельном письме. По фото определить наличие патологии нельзя. Обычно она выявляется в процессе обучения.

Интересный факт. Среди больных патологией очень много известных личностей. Дислексией страдал Леонардо да Винчи. Он всю жизнь испытывал проблемы с чтением и особенно с письмом. Леонардо был левшой и писал слева направо. Ученые, изучавшие его рукописи, использовали зеркало.

Альберт Эйнштейн также страдал патологией. Он испытывал проблемы с обучением. Известно, что в школе он был двоечником. Однако не все знают, что подобное явление обусловлено не разгильдяйством, а особенностями развития.

Ганс Христиан Андерсен буквально не умел писать

Первые пробы пера привлекли внимание публики чудовищной безграмотностью. Над ошибками писателя смеялись, Однако это его не остановило

Изначально Андерсен сочинил сказку в голове, а в последующем изливал ее на бумагу. Известны случаи, когда издатели, потрясенные безграмотностью автора, возвращали рукописи обратно.

Еще одним дислексиком является Орландо Блум. В свое время родители поставили его перед выбором. Чтобы юноша мог получить мотоцикл, он должен был прочитать 50 книг. Однако выполнить поставленную задачу Орландо так и не удалось. Сегодня актер, осваивая новую роль, должен проделывать тройную работу. Ему сложно прочитать и выучить сценарий. Однако это не помешало Орландо овладеть французским и стать звездой мирового масштаба.

Виды дислексии

Видов дислексии достаточно много. Классификация осуществляется по разным критериям. В зависимости от того, какую именно операцию человек не может выполнить в процессе чтения, выделяют следующие разновидности патологии:

  • аграмматическая;
  • мнестическая;
  • семантическая;
  • тактильная;
  • фонематическая;
  • оптическая.

Если у человека выявлена аграмматическая форма заболевания, у него наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Дополнительно присутствуют проблемы с синтаксическими и морфологическими обобщениями. Заболевание приводит к тому, что человек меняет число местоимений существительных, неверно употребляет глаголы 3 лица прошедшего времени, путает падежные окончания и неправильно согласовывает прилагательные и существительные. Обычно разновидность заболевания выявляется у лиц, которые страдают системным недоразвитием речи.

Считается, что у пациента присутствует мнестическая дислексия, если наблюдаются трудности с усвоением всех букв. Такой процесс обусловлен нарушением установления связи между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.

При семантической дислексии наблюдается нарушение понимания прочитанного текста. При этом человек читает технически правильно. Подобное возникает из-за нечеткости представления о связи синтетического характера с трудностями, возникающими при синтезе звуков и слогов.

Тактильная дислексия возникает у слепых и слабовидящих детей. Причиной развития патологии становится нечеткость осязательного восприятия.

Фонеvfтическая дислексия наиболее развита среди школьников, проходящих обучение в младших классах. Патология характеризуется тем, что в течение 2-4 лет такие дети не могут научиться правильно читать. Некоторые ученики, у которых выявлено заболевание, с трудом усваивают буквы. Они не могут их складывать в слоги и слова. Другие дети легко учат их. Однако при чтении допускают большое количество ошибок. Это возникает из-за того, что буквы для них не являются обобщенным графическим знаком. Ряд экспертов уверен, что патология возникает в результате плохого фонематического слуха.

Оптическая дислексия констатируется в ситуациях, когда ребёнок испытывает проблемы с усвоением и смешением похожих букв. При этом буквы, которые путает пациент, могут различаться в одном элементе или состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что фонетическая, семантическая и аграмматическая дислексия возникают из-за несформированности речевых функций. При этом причиной появления тактильный, монистической и оптической разновидностей заболевания выступает недоразвитость психических функций.

Коррекция дислексии с упражнениями

Борьба с патологией осуществляется при помощи логопедических занятий. Подход меняется в зависимости от формы заболевания. Если имеет место быть дислексия:

фонематическая, то суть занятий с больным сводится к коррекции звукопроизношения;
монистическая, то ведется работа над развитием слуховой и зрительной памяти;
семантическая, то лечение будет состоять в работе над усвоением грамматических языковых норм;
тактильная, то особое внимание уделяется пониманию пространственного представления оптически, ведется работа над зрительным представлением, анализом и синтезом;
аграмматическая, то лечение направлено на формирование грамматических основ языка.

Медикаментозное лечение также проводится. Однако оно состоит лишь из приема витаминов группы B и омега-3 жирных кислот.

Возможна более сложная терапия, если имеют место быть сопутствующие заболевания. Так, если взрослые пациенты страдают от депрессии и нервных расстройств, им могут прописать дельфинотерапию или иппотерапию. Сегодня специалисты доказали, что общение с животными повышает оптимизм и поднимает настроение. Дополнительно рекомендуется заниматься дыхательной и двигательной гимнастикой, танцами и музыкой. Посещение массажа также может улучшить состояние пациента.

Помочь при дислексии способно выполнение упражнений. Ими можно заниматься дома

Упражнения позволяют развить зрительное внимание, восприятие и память, способствуют улучшению навыка чтения и обогащают словарный запас. Родители могут выполнять с ребенком следующие действия:

  1. Использовать буквы-магниты. Из них родитель составляет слова, затем прикрепляет их друг к другу. Задача ребенка разделить их. Постепенно задания можно усложнить, составляя целую фразу.
  2. По очереди записывать слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например:  собака — альбом — мама — Англия — яблоко — облако — океан.
  3. Совместить упражнения с массажем. Ребенок должен лечь на живот, а его родитель чертить на спине буквы, слоги и слова. В этот момент включается воображение ребёнка, что позволяет ему легче осваивать навыки чтения и написания.
  4. Родитель должен рисовать вместе с ребёнком буквы, слоги и слова. Действия следует выполнять везде, где это возможно. Причем эксперты советуют выбирать необычные места. Буквы можно чертить на песке, запотевших стеклах, мелкой крупе или бумаге. Также их можно вырезать из бумаги, выкладывать или вышивать.
  5. Перед ребёнком рекомендуется выложить карточки с разными изображениями. Они должны быть подписаны с обратной стороны. Задача упражнения состоит в названии слов. Ребёнок при этом должен искать соответствующую картинку и читать название.

Проявив фантазию, родители смогут изобрести собственные упражнения, способствующие развитию навыка чтения. Однако коррекцию лучше производить совместно с логопедом. Постоянные занятия позволят улучшить состояние ребенка. Нужно помнить, что выполнение упражнений должно осуществляться систематически. В ином случае пользы от выполнения действий практически не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *