Основные методики определения акцентуации характера

Классификации

Классификации К. Леонгарда и А. Личко признаны самыми понятными и объективными. Система Личко основывается на акцентуациях характера. Он выделил следующие типы:

  1. Гипертимный – повышенная возбудимость нервной системы, позитивность, нетерпение, желание непрерывного действия;
  2. Циклоидный – чередование гипертимности с субдепрессивностью;
  3. Лабильный – частая смена настроения зачастую без повода. Такие люди крайне эмоциональны;
  4. Астено-невротический – характеризуется нервозностью, быстрой утомляемостью, капризностью;
  5. Сенситивный – чрезмерная стеснительность, острая впечатлительность и заниженная самооценка. Таких людей привлекает сфера искусства;
  6. Шизоидный – замкнутость, предпочтение одиночества;
  7. Эпилептоидный – авторитарность, порой приступы гнева, раздражительность, агрессия;
  8. Комфортный – индивид старается не выделяться, быть как все. Ему лучше приспособиться к авторитарной личности, нежели самому что-либо решать;
  9. Истероидный – эта категория любит всегда быть в центре внимания;
  10. Неустойчивый – неопределённость, незаинтересованность в будущем;
  11. Психастенический – постоянный самоанализ; длительные умозаключения перед тем, как принять решение; боязнь ответственности.

Система Леонгарда более относится к личности. В ней он рассматривает поведение человека применительно к обществу.

Примеры акцентуаций

Наглядные примеры наблюдаются в различных произведениях: книгах, мультфильмах, кино и т. п. Например, Маша из мультфильма «Маша и медведь» — гипертимный тип. Такое поведение свойственно детям, но не всем. А если взять Карлсона. Этот персонаж занимается самолюбованием. Похоже на истероидный тип. Только он не стремился быть в центре внимания у всех, а только у мальчика.

Сенситивный, шизоидный и истероидный типы

Представители сенситивного типа характеризуются высокой чувствительностью к любым событиям, как пугающим, так и радостным. Подростки сторонятся подвижных и активных игр, не любят больших компаний и проказ. С посторонними они стыдливы и боязливы, производят впечатление замкнутых людей. При этом для действительно близких становятся верными и хорошими товарищами. Не любят общаться со сверстниками, предпочитая людей значительно старше или младше себя. К родителям относятся с любовью, боятся их расстроить, поэтому всегда послушны.

Все это приводит к вероятности развития комплекса неполноценности, им тяжело адаптироваться в новом коллективе. К себе и окружающим они предъявляют завышенные моральные требования. С пиететом относятся к сложным видам деятельности, очень ответственны.

Подростки шизоидного типа предпочитают одиночество общению со сверстниками, в крайнем случае — компанию старших людей. Общением с другими людьми не интересуются, оставаясь к нему демонстративно равнодушными. Своих переживаний и чувств они часто не понимают, к окружающим не проявляют искреннего сочувствия. Скрывают и собственные эмоции, как правило, у них отсутствует взаимопонимание со сверстниками, из-за чего те относятся к ним враждебно.

Представители истероидного типа любят, чтобы все внимание было обращено на них, они артистичны и демонстративны по своей натуре. Когда в их присутствии хвалят кого-то другого, стремятся занять исключительное положение, обратить на себя всеобщее внимание, как можно больше влиять на окружающих

Они часто становятся организаторами каких-то проектов и мероприятий. При этом у них крайне неразвиты организаторские способности, им сложно заработать авторитет у сверстников, стать их неформальными лидерами, хотя они этого постоянно хотят.

Классификация Личко

Именно Личко, был первым ученым, кто предложил видоизменить термин «акцентуация личности». По его мнению, данный термин не раскрывал полностью всю природу этого феномена. Предложенный термин «акцентуация характера» является более верным, поскольку многие специфические личностные особенности, нельзя обобщить под единым понятием. Человеческая личность является собирательным понятием, включающим в себя уровень образованности, психические и поведенческие реакции, мировоззрение и особенности воспитания.

Характер – является внешней поведенческой и психической реакцией на влияние различных событий. Такие реакции тесно взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и входят в ряд узких характеристик особенностей поведенческой модели. По мнению психиатра, некоторые особенности характера имеют временную природу и по мере взросления видоизменяются или полностью исчезают. Некоторые из подобных особенностей со временем трансформируются в психопатию. Развитие акцентуации связано с влиянием таких факторов, как конкретный тип акцентуации, выраженность этого типа и социальное влияние.

В психологии акцентуация является одним из видов деформации характера, при которой определенные черты приобретают более яркую выраженность. Подобные изменения приводят к тому, что человек становится более чувствителен к влиянию определенных факторов. Такое влияние может стать причиной затрудненной адаптации к изменениям различных условий. Но в большинстве случаев, способность к адаптации сохраняется, однако противостояние влиянию различных факторов может быть затруднено.

Согласно Личко, акцентуация является своеобразной границей, расположенной между психопатией и нормальной психикой. Это означает, что классификация акцентуаций тесно взаимосвязана с типологией психопатии.

Экзальтированный тип.

Общительные люди, любящие поговорить, часто влюбляются. Спорят, но до конфликта дело доходит редко.  Имеют крепкие связи с семьей и друзьями. По жизни очень альтруистичны  и искренни, однако, смена настроения и паникерство нередко мешают им. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность; реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязаны к близким, друзьям. Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству, природе, переживания религиозного порядка.

Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Характер и черты личности

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется
в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер»).
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а
не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность
вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств,
проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный
человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в
деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств
управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и
ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную
попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.
Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные
из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека,
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять
и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена
на группы.
Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном
на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному
отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на
основе наблюдения за подростками.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Тревожный тип.

 Люди неуверенные в себе, очень робки и замкнуты. Редко являются инициаторами конфликта, ведут себя как «мышка».  Таким людям необходима поддержка и опора.  Однако они очень дружелюбны, надежны  и не боятся критики. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре.

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Новая теория

Теория, разработанная Леонгардом, достаточно быстро доказала, насколько она полезна и достоверна, как по ней можно эффективно определять типологии характеров личности. Однако была в ней существенная проблема, которая заключалась в том, что ее применение было ограничено возрастом испытуемых. Данный опросник был рассчитан исключительно на взрослых. Дети и даже подростки, у которых не было соответствующего жизненного опыта, просто не могли ответить на целый ряд вопросов. В результате провести классификацию акцентуаций характера не представлялось возможным.

Решить эту проблему взялся Личко. Он доработал тест немецкого психиатра, чтобы его стало возможным применять для детей и подростков. Также изменил описания типов акцентуации, некоторые названия изменил и добавил новые. По мнению Личко, изучать акцентуации у подростков более целесообразно, так как большинство из них и так формируется до подросткового возраста, становясь ярче в определенный период жизни. Описание данных характеров было в результате им расширено за счет новых данных.

Патохарактерологический опросник

Используется для работы с подростками 14 – 18 лет. С помощью этого опросника можно определять акцентуации характера, типы психопатий и возможные варианты девиантного поведения.

ПДО состоит из наборов фраз, собранных в 25 таблиц. Каждая таблица характеризует отдельное проявление характера, например преобладающее настроение или самочувствие, отношения с родителями, качество сна или аппетита. Обследуемый проходит тест дважды:

  1. При первом прохождении испытуемый выбирает наиболее характеризующие его ответы в каждой таблице и записывает их номера. Допускается два или три ответа к одной таблице.
  2. При втором прохождении испытуемый выбирает самые неподходящие ему ответы. Как и в первом, допускается до трёх ответов в каждой таблице.

В обоих прохождениях теста испытуемые могут отказываться от ответов на часть вопросов, вместо номеров ответов записывая 0. Большое количество нулей (более 7 в двух прохождениях) свидетельствует либо о недостаточном интеллекте испытуемого, либо о его нежелании сотрудничать с психологом.

ПДО невозможно использовать у подростков с выраженной недостаточностью интеллекта, с острой психотической патологией и при явном психиатрическом заболевании.

Оценка результатов производится с помощью специальных таблиц. Каждому ответу в них соответствует буквенный код, в котором зашифрованы названия акцентуаций, для которых характерно данное поведение. Результаты тестирования обычно представляются в виде графика.

Данный тест Личко на акцентуацию характера предназначен для использования исключительно профессионалами, так как итоговая оценка типа акцентуации сложна и требует учёта множества факторов, таких как искренность испытуемого, преобладающая модель поведения, конформность, возможная органическая патология и взаимодействие различных типов акцентуаций.

В связи с большим объёмом исследования (351 вопрос), значительными временными затратами (от 1 до 1,5 часов на каждого ребёнка) и сложностью интерпретации результатов чаще используется его модифицированный вариант.

Конформный тип

Конформный тип – характерные черты: чрезмерное согласие с мнением большинства.

  • Форма и образ жизни: «на людях и для людей» (предпочитают дружить либо с известными и популярными людьми, либо с теми, кто создают им «выгодный фон», чтобы выглядеть лучше на невзрачном фоне);
  • Шаблонность;
  • Банальность;
  • Консерватизм;
  • Склонность быть «ходячей моралью»;
  • Отсутствие инициативности;
  • Настороженность и недоверчивое отношение ко всему новому (людям, идее, моде);
  • Отсутствие причинности к своему непосредственному окружению;
  • «Люди своей среды».

«Слабые места», сложности:

Необходимость проявить инициативу

Эпилептоидный тип

Эпилептоидный тип – характерные черты:

  • Аффективная взрывчатость;
  • Напряженное состояние инстинктивной сферы;
  • Вульгарность из-за отсутствия застенчивости, стыда;
  • Власть влечений;
  • Алкоголики, игроки в карты; казино;
  • Вязкость, инертность, тяжеловесность, тугоподвижность психической деятельности;
  • Крепкий сон (с тяжелым пробуждением);
  • Властность (вплоть до диктаторства и садизма);
  • Склонность к установлению и соблюдению иерархии «власть \ подчинение;
  • Злопамятность;
  • Ревнивость;
  • Мечтательность;
  • Бережливость, аккуратность;
  • Склонность к аддикциям (зависимостям): азартные игры, алкоголизм, любовные зависимости;
  • Аккуратность; бережливость, хозяйственность (выйдя из запоя, делают все для семьи, чтобы ни жена, на дети от них не ушли и т.п.)

«Слабые места», сложности:

  1. Нежелание подчиняться «неавторитетным» людям;
  2. Измена близких людей;
  3. Любят говорить о своем здоровье

Изменение акцентуаций характера

Такая трансформация является характерной в динамике акцентуированных черт. Суть изменения обычно заключается в том, что к ярким чертам присоединяются близкие по совместимости типы, иногда присоединившиеся черты затмевают доминирующие и выходят на первый план. Наблюдаются случаи, когда в характере человека смешанно много похожих черт, при этом в некоторых ситуациях наиболее сильно развитые достигают пика и затмевают все остальные.

Изменение яркости черт и замещение одних другими происходит по принятым закономерностям, когда во взаимодействие вступают только совместимые типы. Трансформация может возникать под воздействием биологических или социально-психологических причин.

Основные формы изменений

Трансформации акцентуаций можно разделить на две основные группы:

  • транзитные преходящие перемены с аффективными реакциями;
  • относительно стационарные изменения.

Первая группа трансформаций

Первая группа собирает в себе острые реакции, по сути, представляет собой психопатические реформации:

  • интрапунитивные проявляются в нанесении своему телу повреждений, попытке самоубийства, неприятных и безрассудных действиях, ломке вещей;
  • экстрапунитивные выдают агрессивное поведение, нападение на противника, отмщение злобой невиновным лицам;
  • иммунитивные являют собой отход от конфликта путем бегства из ситуации, что не является разрешением аффективной проблемы;
  • демонстративные проявления возникают, если конфликт выливается в бурные сцены из разряда театральных ролей, изображение сведения счета с жизнью.

Вторая группа изменений

Изменения устойчивого характера также подлежат подразделению. Наблюдается переход яркой черты характера в скрытую форму, это может случиться в связи со взрослением и получением достаточного количества жизненного опыта в таком случае происходит сглаживание угловатых личностных качеств.

Скрытая акцентуация обозначает переход от острой фазы к обычному, ничем не выделяющемуся варианту, когда все черты характера одинаково слабо выражены. О таком типе трудно составить мнение даже при длительном общении. Но спящие и сглаженные черты могут неожиданно проявиться под воздействием неординарных обстоятельств.

Интересным является проявление явного изменения акцентуации, когда черты в результате теста набирают показатели, довлеющие к крайним нормам, но критерии не являются препятствием на пути адаптации и личностного общения. С возрастом такие черты могут остаться в диапазоне проявленной интенсивности или сглаживание переведет их в разряд скрытых.

  • Нужно сказать о формировании психопатического пути развития акцентуаций на уровне психопатической патологии. Для этого требуется сочетание нескольких влияний:
  • у человека должна быть проявлена одна из акцентуаций;
  • патологические условия окружающей действительности должны быть такими, что по типу соответствуют наименьшему сопротивлению этой яркой черты;
  • действие факторов должно быть длительным;
  • трансформация должна проходить в наиболее подходящем для развития акцентуации возрасте.

Тест А. Е. Личко является эффективным способом выявить акцентуации характера и определяет наиболее вероятнее пути развития личности.

Эмотивный тип.

Это люди, которые предпочитают круг общения из близких людей, они в меру общительны, понимают окружающих, неконфликтны. Все обиды держат в себе. Они привлекательны своей добротой, всегда могут разделить радость и горе другого человека, очень исполнительны. Однако они могут быть слишком чувствительны и ранимы. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность.

Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

Астено-невротический тип

Астено-невротический тип (≈ неврастения) характеризуется нервной слабостью.

  • Повышенная утомляемость особенно при умственных нагрузках или в условиях соревнования;
  • Очень плохо переносят громкие звуки, яркий свет, скопления людей;
  • Раздражительны как следствие переутомления;
  • Аффективные вспышки слабые и непродолжительные, часто заканчиваются слезами;
  • Капризны, плаксивы;
  • Пугливы;
  • Плохой сон и аппетит;
  • Склонность к ипохондрии – забота о собственном здоровье – цель жизни (Пример: Жоржет из «Амели» — продавщица из кафе);
  • Инфантильны;
  • Иждивенцы; установлены на то, что окружающие должны о них заботиться и защищать: ждут помощи от государства и т.п.

«Слабые места», сложности:

  • Вынужденное общение с большим количеством;
  • Внезапное или длительное физическое и психическое напряжение;
  • Открытые конфликты с окружающими.

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают
следующие основные типы акцентуаций характеров:
1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
2) циклоидный — склонность к резкой смене настроения в зависимости
от внешней ситуации;
3) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость,
раздражительность, склонность к депрессии;
4) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность, повышенная
впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;
5) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность,
склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция
к образованию ритуальных действий;
6) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности в установлении
контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная холодность,
проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции
в процессе общения;
7) застревающий (параноидный) — повышенная раздражительность,
стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность,
повышенное честолюбие;
8) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность
поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с
накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева
(иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления,
чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;
9) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению
неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию
и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая
отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством
в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;
10) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности
с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость
(скачка мыслей);
11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения
чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных
и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;
12) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность легко
поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений,
компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный
характер;
13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения
других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Факторы, влияющие на развитие акцентуации

Особенности человеческого характера тесно взаимосвязаны с подростковой акцентуацией. В своих исследованиях, Андрей Личко поднимал вопрос о связи между определенным возрастом и развитием психопатии в данный период. Согласно ученому, многие черты характера, имеющие патологическую выраженность, отражаются на многих сферах человеческой жизнедеятельности. Выраженность различных черт определяет поведенческую модель во время общения с родителями, близкими друзьями и незнакомыми людьми.

Благодаря этому фактору, появляется возможность безошибочного определения подростков, имеющих гипертимную модель поведения, что характеризуется сильным выбросом энергии, а также истероидной поведенческой моделью, которая проявляется в виде неконтролируемого желания находиться в центре внимания окружающих людей. Помимо этого, у психиатров появляется возможность выявления шизоидной модели поведения, которая проявляется в виде добровольной социальной изоляции.

В подростковом возрасте, многие черты личности стабильны, однако в определенный период происходит их заострение. Именно этот временной промежуток, является наиболее критичным, поскольку имеются все необходимые условия для возникновения психопатий. Каждая из психопатий возникает в определенном возрастном периоде. Человека с шизоидным типом характера можно определить в первые годы его жизни. Гипертимный тип акцентуации проявляется в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка

В развитии разных видов акцентуации у подростков, имеются определенные закономерности. Воздействие социальных и биологических факторов может привести к трансформации гипертимного типа в циклоидную форму. Акцентуация характера более характерна для подросткового возраста, поскольку специфические черты личности проявляются в пубертатном возрасте с максимальной яркостью. По завершении этого отрезка времени они приобретают более сглаженную форму и компенсируются. Однако существует вероятность трансформации явных форм в острый вид.

Следует обратить внимание на то, что подростки, имеющие явные акцентуации, входят в своеобразную группу риска. Воздействие психотравмирующих обстоятельств и других раздражителей может привести к трансформации ярко выраженных черт — в психопатию

Такая трансформация становится причиной девиации, делинквентности и появления склонности к суициду.

Методика Леонгарда-Шмишека

Для изучения акцентуации используется также еще одна модифицированная методика Шмишека, в основу которой положена классификация Леонгарда. Найти ее можно без проблем в интернете. Называют ее по-разному (или именем одного из авторов или сразу двух).

Методика предполагает предоставление ответов «Да» или «Нет» на 88 вопросов. Заносятся ответы в бланк (сразу представлено шкалами). Отвечать нужно искренне, первое, что придет в голову.

Интересный факт: методику Шмишека часто используют в вопросах конфликтологии. Эту же методику можно применять для определения конфликтного типа (подробнее читайте в статье о конфликтах). Как вы, наверное, заметили, характеризуя типы, я также указывала характер их поведения в конфликте. Таким образом, зная, что за тип перед вами, вы можете использовать это себе на руку ежеминутно, а особенно в спорных ситуациях. Как никогда актуально такое умение в рабочих и любовных отношениях.

Таким образом, зная тип акцентуированной личности, можно предугадывать ее поведение. Если же вы проверяете себя, то по итогу получаете ориентиры для самосовершенствования.

В заключение хочу посоветовать книгу Р. В. Козьякова «Методы и методики диагностики акцентуаций характера». В ней можно найти как описанные методики с подробной интерпретацией результатов, так и практические рекомендации по каждому типу. Также можно прочитать работу К. Леонгарда «Акцентуированные личности» (в интернете можно найти перевод книги).

О подростковых акцентуациях (они несколько отличаются) можно прочитать здесь. Благодарю за внимание! Будьте счастливы и здоровы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector