Умственная отсталость у детей и взрослых

Стадии умственной отсталости

Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:

  1. Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
  2. Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
  3. Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
  4. Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.

Идиотия

Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.

Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.

Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:

  • структурные повреждения мозга в грубых формах;
  • многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
  • частые приступы эпилепсии;
  • пороки строения внутренних органов и систем.

Имбецильность

Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.

Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:

  • легкую степень;
  • среднюю степень;
  • и тяжелую степень проявления патологии.

При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:

  1. Они сильно внушаемые люди.
  2. Имбецилы довольно неряшливы.
  3. Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
  4. Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
  5. Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.

Дебильность

Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:

  • легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
  • умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
  • тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).

Баллы определения уровня IQ основываются на проведении комплексных мер по диагностированию патологии.

Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:

  1. У них нарушено абстрактное мышление.
  2. Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
  3. Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
  4. Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
  5. Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.

Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.

Причины олигофрении

Сейчас обнаружено более 300 патологий, которые провоцируют развитие олигофрении. Ученые доказали, что увеличение Х-хромосом тоже ведет к утяжелению слабоумия. Больше 80 процентов наследственных болезней возникают из-за сбоя обменных процессов. Слабоумными рождаются дети и вследствие кровно-родственных связей или браков. Причины олигофрении врожденные и приобретенные могут быть обусловлены многими факторами:

️ радиационное воздействие;

️ алкоголизм родителей (и даже одного из них, особенно – матери);

️ отравление беременной химикатами, тяжелыми металлами и т. д.;

️ поздний токсикоз;

️ заболевания печени, почек, сердца (в т. ч. и недостаточность);

️ гормональные сбои;

️ вирусные патологии (краснуха, герпес и т. д.);

️ плохое кровообращение в плаценте;

️ действие на организм некоторых видов медицинских препаратов;

️ хромосомные или генные аномалии (болезни Ангельмана, Дауна и т. д.);

️ наследственная предрасположенность;

️ перенесенная беременной инфекция (например, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз и др.);

️ конфликт резус-фактора;

️ любые ферментативные нарушения;

️ наркотики, которые употребляла беременная;

️ рентген-облучение;

️ плохие схватки или стремительные роды;

️ дефицит йода, который очень важен при формировании НС плода;

️ некоторые акушерские приемы (например, выдавливание плода);

️ применение вакуум экстрактора при родах;

️ сложные роды с черепно-мозговыми травмами и асфиксией.

Существует ряд хорошо изученных болезней, которые сопровождаются слабоумием:

1. Микроцефалия. При этом уменьшаются размеры черепной коробки и мозга.

2. Токсоплазмоз. Вызывается паразитами. В итоге инфекция проникает в плод и провоцирует различные пороки развития (в т. ч. головного мозга).

3. Синдром Дауна. Она характеризуется появлением 21-й хромосомы. Болезнь сопровождается изменением в физ-развитии, задержкой умственного, пороками сердца.

4. Гидроцефалия. В желудочках мозга головы накапливается чрезмерное количество ликвора, отток которого сильно затруднен.

5. Фенилкетонурия. При ней нарушается метаболизм фенилаланина. В результате увеличивается количество токсинов. Если лечение назначено в начале заболевания, то развитие слабоумия можно предупредить.

Другие причины возникновения олигофрении – детские инфекции, недостаток общения. Такой фактор обычно присущ неблагополучным семьям, так как появление патологии провоцируется не только отклонениями на физическом уровне, но и нарушениями ЦНС, соц-факторами (например, когда ребенок с детства не получает интеллектуального развития).

Примерно половина случаев появления имбецильности и идиотии – это следствие сбоев на генетическом уровне. Например, при болезнях Вильямса, Дауна, Ангельмана или Прадера-Вилли, Ретта. К поражению плода ведет иммунологический конфликт между формирующимся ребенком и его матерью.

Тестирование

Для оценки уровня интеллекта детей с задержкой умственного развития обычно используются адаптированные тесты: и тест Векслера ( — для детей от 6 до 16 лет,  — для детей от 2½ до 7 лет 7 месяцев). Данные тесты критикуются за ненадёжность результатов при IQ ниже 50, а также недостаточную чувствительность к индивидуальным творческим ответам и обнаружению парциальных сильных сторон интеллекта, тем не менее при сочетании с тестами для определения социальной компетенции они могут дать довольно достоверную глобальную картину умственного развития.

Органические поражения мозга выявляются (англ. Bender-Gestalt Test) и (англ. Benton Visual Retention Test; BVRT). Гештальт-тест Бендер заключается в копировании 9 геометрических фигур с карт или диапозитивов, при этом гештальтпсихология используется для интерпретации результатов. Тест на зрительную ретенцию Бентона заключается в репродукции предъявляемых пациенту геометрических фигур. При органическом поражении мозга наблюдаются типичные ошибки.

Для оценки уровня социального приспособления используется Шкала Адаптивного Поведения Вайнленда (англ. Vineland Adaptive Behavior Scale) или (англ. Vineland Social Maturity Scale). Шкала Социальной Зрелости Вайнленда рекомендуется в МКБ-10 для северо-американской и европейской социо-культурной среды. Шкала Адаптивного Поведения использует данные интервью с родителями или опекунами, и показывает картину адаптации в следующих сферах: социализация, общение, моторика, дезадаптивное поведение и навыки повседневной жизни.

Симптомы Умственной отсталости:

В клинике выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения от расторможенности до аномальной реакции на стресс; высокую степень имитативности и внушаемости при отсутствии или невыраженной гипнабельности. При генетически обусловленных олигофрениях характерны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип. Например, при фенилпировироградной олигофрении характерна мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди (болезнь Менкеса) — низкий порог судорожной активности и курчавость волос, при болезни Марфана — глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие надбровные дуги и т. д.

На фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих гебефреническую или параноидную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные и маниакальные эпизоды. В этом случае они относятся к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, поскольку олигофрения вызвана всегда органическими причинами.

Умственная отсталость может развиваться при тяжелых соматических заболеваниях или сенсорной недостаточности (глухота, слепота), которые препятствуют оценке интеллектуального уровня (F78). При развитии умственной отсталости возможны нарушения поведения, которые ранее относились к олигофрениям с атипичной структурой дефекта. В настоящее время говорят о поведенческих нарушениях, требующих внимания или лечебных мер. K. Schneider считал, что у пациентов с умственной отсталостью черты личности выглядят более ярко, чем у лиц с нормальным интеллектом, он, в частности, выделял у них следующие черты: торпидные (тормозимые), эректильные (возбудимые), апатично пассивные, ленивые любители наслаждений, упрямо своенравные, безрассудно сопротивляющиеся, постоянно изумленные, упрямые проныры, коварные хитрецы, преданно навязчивые, самоуверенные резонеры, хвастливые краснобаи, вечно обиженные, агрессивные обвинители.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.

Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).

Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.

В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.

Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.

Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.

Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.

Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.

Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.

В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.

При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.

Причины олигофрении

Олигофрения — патология врожденная или приобретенная в раннем детстве. Специалисты связывают заболевание с нарушениями генного, органического и метаболического характера. Ключевые причины олигофрении можно разделить на пренатальные (эмбриональные), перинатальные (с 28 до 40 недели беременности) и постнатальные (послеродовые).

Пренатальные нарушения могут быть вызваны полученными от матери инфекциями (вирус краснухи, трепонема, токсоплазма, герпевирус, цитомегаловирус, листерии); тератогенными воздействиями на эмбрион алкоголя, наркотиков, некоторых лекарственных препаратов; интоксикациями (фенолами, пестицидами, свинцом) или повышенным уровнем радиации. Так, рубеолярная олигофрения является следствием того, что беременная в первой половине гестации переболела коревой краснухой, и эмбрион заразился от матери через кровь.

Олигофрения или слабоумие обусловлены аномалиями развития головного мозга, такими как: недостаточный размер головного мозга (микроцефалия), полное или частичное отсутствие больших полушарий мозга (гидранэнцефалия), недоразвитие извилин головного мозга (лиссэнцифалия), недоразвитие мозжечка (понтоцеребральная гипоплазия), различные формы челюстно-лицевого дизостоза (дефекты черепа). Например, при внутриутробных нарушения формирования гипофиза у плода мужского пола нарушается секреция гонадотропного гормона лютеотропина (лютеинизирующего гормона, ЛГ), который обеспечивает выработку тестостерона и формирование вторичных мужских половых признаков. В результате развивается гипогонадотропный гипогонадизм или ЛГ сцепленная олигофрения. Такая же картина наблюдается при повреждении 15-го гена, которое приводит к рождению ребенка с синдромом Прадера-Вилли. Для данного синдрома характерна не только гипофункция половых желез, но и задержка умственного развития (легкая форма олигофрении).

Часто патогенез расстройств умственного и психического развития кроется в нарушениях обмена веществ (глюкозилцерамидный липидоз, сукрозурия, латостелороз) или выработки ферментов (фенилкетонурия).

Практически неизбежна врожденная олигофрения при наличии такого генетического фактора, как перестройка структуры хромосом, ведущая к таким синдромам слабоумия, как синдромы Патау, Эдвардса, Тернера, Корнелии де Ланге и др., которые дают толчок развитию патологии еще на стадии эмбриогенеза.

В большинстве случаев наследственная олигофрения также обусловлена генетически, и одной из наиболее распространенных эндогенных причин умственной отсталости является дефект 21-й Х-хромосомы — синдром Дауна. Из-за повреждения некоторых генов может происходить дегенерация ядер гипоталамуса, и тогда проявляется синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля – разновидность наследственной олигофрении, часто наблюдающейся у близких родственников.

Послеродовая олигофрения у детей может быть следствием внутриутробного хронического недостатка кислорода и асфиксии в ходе родов, травмы головы в процессе родов, а также разрушения эритроцитов крови — гемолитической болезни новорожденных, возникающей из-за резус-конфликта во время беременности и приводящей к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

От момента появления на свет в течение первых трех лет жизни причины олигофрении включают инфекционные поражения головного мозга (бактериальный менингит, энцефалит) и его травматические повреждения, а также острый дефицит питательных веществ из-за хронического недоедания младенца.

Как утверждают психиатры, в 35-40% случаев патогенез олигофрении, в том числе и врожденной, остается невыясненным. И в такой ситуации формулировка диагноза умственного недоразвития может выглядеть как недифференцированная олигофрения.

Диагноз семейная олигофрения ставится, когда врач убеждается, что та или иная форма неполноценности умственного развития и некоторых других характерных признаков наблюдается у членов семьи, в частности, у сиблингов — родных братьев или сестер. При этом, как правило, в расчет не берется наличие или отсутствие явного повреждения мозговых структур, поскольку в клинической практике изучение морфологических церебральных аномалий проводится далеко не во всех случаях.

Online-консультации врачей

Консультация специалиста банка пуповинной крови
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)
Консультация эндоскописта
Консультация общих вопросов
Консультация гомеопата
Консультация эндокринолога
Консультация психиатра
Консультация радиолога (диагностика МРТ, КТ)
Консультация репродуктолога (диагностика и лечение бесплодия)
Консультация доктора-УЗИ
Консультация педиатра
Консультация сурдолога (аудиолога)
Консультация педиатра-аллерголога
Консультация косметолога
Консультация психоневролога

Новости медицины

Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020

В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020

Щедрость продлевает жизнь,
07.09.2020

Универсальной диеты не существует, — ученые,
19.06.2020

Новости здравоохранения

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Ученые выяснили, за какое время солнце убивает COVID-19,
28.05.2020

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Эпидемиология

Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает около 1 % населения (0,39—2,7 %), при этом среди контингента олигофренов число лиц, имеющих лёгкую степень умственной отсталости — от 68,9 % до 88,9 %. Умеренная, тяжёлая и глубокая наблюдается у 11,1—31,1 % (1960—1970-е годы СССР), 0,13 % (1990-е годы РФ), 0,39—0,28 % по исследованию Раттера и Густавсона. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Одно из эпидемиологических исследований СССР обнаружило долю олигофренов от 2,38 до 4,89 на 1000 населения (0,2-0,5 %).

А. А. Чуркин (1997) приводил цифры распространённости умственной отсталости в России — 608,1 на 100 000 населения (0,6 %).

Тяжелая умственная отсталость — что это такое?

Тяжелая степень умственной отсталости принадлежит к регистру психических заболеваний, имеет номер Ф 72. Умственная отсталость формирует несколько форм: дифференцированную, которая имеет свои причины, и недифференцированную, происхождение которой не выяснено.

Распространение столь тяжелой формы умственной отсталости менее выразительно, нежели легкой, но насчитывается немалое ее число. Причины сильно варьируют зависимо от индивида, их огромное множество. Во время доказательной медицины их поиск очень актуален, но не всегда нахождение причины увеличивает количество шансов для подбора адекватного лечения.

Направление поиска причин подбирается индивидуально из-за разных клинических случаев, поскольку невозможно предсказать исход всех ситуаций. Факторы появления тяжелой умственной отсталости вызваны в разнообразных источниках, ребенок может быть поддан им еще в утробе, находясь под защитой, при родах с тяжелым исходом, при инфекциях, травмах и множестве иных причин.

Интоксикации занимают одно из лидирующих причин, поскольку их может быть множество. Многие лекарства, влияющие внутриутробно, такие как Эмбриотоксин или Фетотоксин с оказанием тератогенного действия, могут привести к тяжелой умственной отсталости. Согласно данным американкой ассоциации проверки лекарств и еды беременным, к безвредным можно лишь солевые растворы и то достаточно выборочно. А никакие не витамины, полезные таблетки, поддерживающие плод, а про антибиотики, гормоны, цитостатики и антигельминтные вообще нет речи. Но, сейчас выражена полипрагмазия со значительным приемом лишних препаратов, поэтому многие пары, не зная о своем новоиспеченном положении, принимают токсичные тератогенны. Также опасны снотворные, транквилизаторные препараты и нейролептики, многие анестетики, препараты для наркоза, а также наркотики и алкоголь.

Алкоголизм у матери может принести немало опасностей и спровоцировать появление тяжелой умственной отсталости. Влияниями со сферы экзогений также являются интоксикации у матери при болезнях соматического происхождения и токсикомании. Особенно опасные группы торч-инфекций, к ним принадлежат токсоплазмоз, который у взрослых практически инертен, краснуха, детская болезнь, имеющая непоправимое тератогенное влияние на плод, с глухотой и слепотой, также очень опасен цитомегаловирус и герпесвирус. Особенно опасна эта патология в остром течении при беременности в силу непоправимого влияния на плод с их способностью проходить через плаценту.

Влияние абсолютно всех вирусов на плод медицине неизвестно, но даже элементарная простуда способна иногда сильно навредить умственному развитию, а грипп, краснуха, ветряная оспа, скарлатина и подавно.

Многие хронические хвори, а также токсичные работы весьма вредны для не рожденного малыша. Ведь в организме матери накапливаются вредные метаболиты и нарушается нормальный обмен. Это нередко вынуждает кроху перебирать на свой хрупкий организм функции детоксикации, что ведет к формированию декомпенсаций с тяжелой умственной отсталостью.

Многие акушерские патологии также приведут к умственной отсталости: хроническая и острая гипоксия плода, отслойка плаценты, низкое расположение ее, многоплодие, особенно с однояйцевыми близнецами и мало- и многоводие при беременности. Травмы в любой период вынашивания и при родах могут стать фатальными для нормального развития головного мозга. Особенно опасны травматические способы родовспоможения, а также гипоксические страдания плода.

Сейчас с появлением генетики начали выявляться генетические синдромы, ведущие к тяжелой умственной отсталости.

Тяжелая умственная отсталость у детей появляется при синдроме Ретта, генетической мутации, которая в возрасте шести месяцев ведет к регрессу ребенка, до того нормально формировавшегося умственно. Тяжелая умственная отсталость у детей бывает при травмах или болезнях в раннем — до 3- летнего возраста.

Классификация олигофрении

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.

Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:

  • по степени выраженности;
  • по М. С. Певзнер;
  • альтернативная классификация.

На сегодня в медицинской практике используют двухуровневую классификацию, которая основывается на тяжести поражения человека вредоносными факторами и временем, в рамках которого происходят необратимые изменения.

Принято определять следующие виды олигофрении:

  1. Семейные формы олигофрении.
  2. Дифференцированные формы болезни.
  3. Наследственная форма.
  4. Клинические формы.
  5. Астетические формы.
  6. Атипичные формы.

Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:

  1. Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
  2. Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
  3. Фенилпировиноградная олигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
  4. Патология Лангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
  5. Пилвиаднная олигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
  6. Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
  7. Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
  8. Резидуальная олигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.

Описание

Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за действие неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения. Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей. Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержаться в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, как следствие иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).

Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Человек с имбецильностью часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, не без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях с пациентом возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени, с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умным, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.

По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

  1. Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
  2. Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённый инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
  3. Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Лечение

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врождённый сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при умственной отсталости токсоплазмозного происхождения применяют сульфаниламиды с хлоридином (дарапримом); при эндокринопатиях (микседема, кретинизм) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции эмоциональной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых пациентов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Что такое Умственная отсталость —

Умственная отсталость — задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту. E. Kraepelin выделил умственную отсталость в особую группу олигофрений. Проявляется в когнитивной сфере, речи, моторике (синкинезии), социальном функционировании, способности к обучению. Носит чаще непрогредиентный характер. Однако, при отсутствии специального обучения, депривации и болезнях обмена ее прогредиентность может нарастать. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Фенотип многих пациентов с олигофрениями сходен, хотя каждый синдром имеет особые черты (например, типичное лицо при болезни Дауна или аутизм при фрагильной Х-хромосоме).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *