Что такое амнезия? виды и возможные причины потери памяти

Содержание:

ОБЩЕЕ

На основе воспоминаний человек ощущает себя личностью, ведь память играет огромную роль в сознательной жизни. Изучать свойства памяти пытались еще в древности, но и по настоящее время многие аспекты этого вопроса остаются непознанными.

По данным статистики, от потери памяти в той или иной степени страдает четверть населения. Существует некоторая взаимосвязь между видом расстройства и возрастом больного. Так, травматическая амнезия чаще встречается среди лиц среднего возраста, а прогрессирующая потеря воспоминаний характерна для людей пожилого возраста. С кратковременной амнезией чаще приходится столкнуться женщинам среднего возраста, а детям зачастую диагностируется инфантильная разновидность расстройства.

Что это такое?

Амнезия детства – вид потери памяти, вязанный с невозможностью воспроизвести жизненные события раннего периода.

Большинство людей могут вспомнить и описать школьные годы, рассказать о том, что происходило в возрасте 5 лет, особенно значимые события (рождение сиблинга, переезд, смерть).

У амнезии детства есть биологические предпосылки. Структура мозга, в которой «закрепляется» опыт, окончательно формируется к 2 годам. К этому времени невозможно воспроизвести события, прожитые ранее, потому что закрепляется новый способ запоминания и воспроизведения.

Некоторые люди утверждают, что помнят себя в младенческом возрасте. Однако не удается экспериментально подтвердить подлинность рассказов.

Мозг обладает интересным свойством: при дефиците информации он «достраивает» события и образы. Человек верит, что его воспоминания реальны, но они могут быть искажены.

Как объяснял это явление Зигмунд Фрейд?

Феномен амнезии детства можно объяснить с психологической точки зрения. Фрейд исследовал пациентов и выяснил, что самые ранние события, которые они способны были воспроизвести в памяти, относятся к возрасту 3-х лет.

Ученый объяснил детскую амнезию тем, что психикой подавляются агрессивные и сексуальные проявления в отношениях между ребенком и родителями.

Позднее теория подверглась критике, поскольку ранние детские воспоминания шире, чем агрессивное и сексуальное поведение.

Объяснение с точки зрения неврологии

Разгадка тайны, почему взрослый человек неспособен воспроизвести воспоминания раннего детства, кроется в особенностях работы мозга. У некоторых животных, в частности мышей, также наблюдается феномен детской амнезии.

В одной из канадских лабораторий был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что грызуны утрачивали способность воспроизводить ранее полученный опыт после того, как длительное время бегали в колесе.

Оказалось, что физическая активность поспособствовала тому, что в мозге стали образовываться новые нейронные связи, которые заменили старые.

Способность мозга развиваться и образовывать нейронные сети, обусловлена эволюционно. У взрослых людей это происходит в процессе деятельности, обучения, при этом память сохраняется.

Во время роста организма этот же процесс приводит к забыванию старого опыта. Новые клетки замещают или вытесняют старые, из-за чего перестраиваются ментальные схемы.

Ученые попытались узнать, что происходит в мозге, когда новые клетки приходят на место старых. Новые нейронные связи вступают во взаимодействие со старыми, образуются новые схемы. Старые воспоминания не стираются, а преломляются и видоизменяются.

Человеческие воспоминания состоят из опыта, рассказов других людей, сфабрикованных мозгом событий.

Родственники и близкие испытуемых делились рассказами о событиях давно минувших дней, причем одна из историй была выдумана. Затем испытуемые сами рассказывали о своих воспоминаниях и были убеждены, что выдуманная история происходила с ними в действительности. Утрата детских воспоминаний — плата за возможность развиваться и получать новый опыт.

Влияние особенности развития речи и эмоций

С точки зрения когнитивной теории причина детской амнезии кроется в различии кодирования опыта ребенка и взрослого. Ранние события не привязаны к каким-либо категориям,существуют изолированно.

В старшем возрасте психика перестраивается: опыт сохраняется в контексте времени, места, взаимодействия людей и событий. После того, как опыт становится структурированным, события раннего детства стираются.

Недоразвитие речи осложняет процесс запоминания. Проговаривание событий помогает осознать опыт, упорядочить воспоминания. Когнитивные процессы напрямую влияют на кодирование и хранение информации. Развитие сознания способствует откладыванию автобиографического опыта. Малыш осознает, что есть знания, убеждения, которые принадлежат только ему.

Дети понимают семантическую информацию, но не могут припомнить достаточно информации из прошлого, чтобы сложить образ о себе. В раннем детстве страдает описательная функция речи.

Через разговоры со взрослыми формируются представления о себе, события классифицируются, выделяются общие и главные события прошлого.

Патогенез

Подробная этиология амнезии и её разновидностей всё ещё не установлена. Предположительно органические повреждения заключаются в полной дисфункции ряда церебральных нейронов и разрыве их межнейрональных связей в лимбической системе, которая регистрирует, кодирует, а затем воспроизводит имеющуюся информацию.

В этом случае в связи с массовой гибелью отвечающих за её хранение структурных элементов допускается необратимая потеря сведений о прошедших событиях.

Что касается амнезии психогенного характера, в психиатрии и неврологии эта аномалия рассматривается с позиции избирательных провалов памяти, которые отличаются сугубо личным и травмирующим фактором для пациента.

Несколько фактов о свойствах человеческой памяти

Память – одно из самых удивительных и загадочных свойств головного мозга, присущее не только человеку, но и братьям нашим меньшим. Порой некоторые моменты из жизни нам хотелось бы запомнить до мельчайших подробностей, а какие-то бесследно забыть. Но мы не в силах произвольно влиять на эти процессы. Хотя при ряде патологий нервной системы и такая специфическая способность нашего мозга, как память, может пострадать. Над вопросами возникновения феномена памяти и амнезии работали такие знаменитые врачи, как Жан-Мартен Шарко, Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд. И до сих пор исследователи пытаются достоверно выяснить механизмы формирования воспоминаний.

Память относится к высшим психическим функциям и трактуется как способность нервной системы усваивать информацию, полученную в ходе жизнедеятельности, хранить её и пользоваться ею для решения определённых ситуаций. По сроку «хранения» информации выделяют долговременную и кратковременную память.

Кратковременная память

Кратковременная (рабочая) память имеет ограниченный объём и способна удерживаться в течение нескольких минут благодаря механизмам «мысленного повторения». Её формирование происходит в коре лобных долей. Сведения, содержащиеся в кратковременной памяти, способны перерабатываться, структурироваться и преобразовываться в долговременную память. Этот процесс называется консолидацией следа памяти, который занимает от нескольких часов до суток.

Долговременная память

Долговременная (декларативная) память может вмещать безграничное количество информации, которая способна храниться всю жизнь. Этот вид памяти удерживает смысловую (событийную) составляющую полученных сведений. Она подразделяется на:

  • семантическую – вид памяти, который содержит общую информацию о наиболее важных понятиях, событиях (сведения об окружающем мире, растениях, животных и т.п.). Такая память «локализируется» в нижневисочной коре;
  • эпизодическую – вид памяти, содержащий сведения из личного опыта человека, которые привязаны к определённым людям, событиям, местам и т.п. Хранится такая информация благодаря лимбической системе головного мозга.

Также выделяется процедурная память, которая обеспечивает бессознательное формирование двигательных и интеллектуальных навыков и «находится» в области базальных ганглиев.

Типология нарушений памяти

Выделяют два типа нарушения памяти:

  • модально-специфические расстройства – развиваются при очаговых поражениях головного мозга, когда страдает корковый отдел какого-либо анализатора. В таких случаях происходит нарушение зрительной, слуховой, речевой, тактильной или моторной памяти;
  • модально-неспецифические расстройства – возникают при диффузном поражении мозга и характеризуются недостаточностью всех видов памяти, то есть страдают общие механизмы запоминания и хранения информации.

Какие заболевания и состояния вызывают потерю памяти?

Прогноз зависит от заболевания, которое вызвало провалы воспоминаний. Точная диагностика дает возможность понять причину нарушения межнейронных связей и работать с основной проблемой.

Наиболее частая причина проблем с запоминанием и воспроизведением — травмы головы, особенно височной и лобной части. Более благоприятный прогноз при сотрясении головного мозга, так как нейроны страдают от гипоксии, но продолжают работать. Проблемы после наркоза и стрессовых состояний успешно поддаются коррекции после назначения медикаментозных средств, проведения психотерапии.

Амнестические проявления у детей и у молодых людей дают надежду на положительную динамику благодаря пластичности нервных процессов и быстрому образованию новых межнейронных связей.

После наркоза

Общий наркоз, необходимый для оперативного вмешательства, может вызвать нарушение памяти. Часто встречается кратковременная ретроградная амнезия, которая распространяется на отрезок времени, предшествующий операции. Позже может развиться расстройство по антероградному типу с нарушением краткосрочного запоминания. Симптомы исчезают через несколько дней, редко могут наблюдаться амнестические провалы в течение года после хирургического вмешательства.

Часто страдают от нарушения пациенты во время кардиохирургического вмешательства и операций на головном мозге.

При стрессе

Стрессовый фактор может послужить причиной кратковременного провала в памяти. Человек не может вспомнить свои недавние действия (куда положил ключи или почему очутился в конкретном месте).

Сильные эмоциональные потрясения могут вызывать стирание наиболее неприятных событий, которые привели к психотравме. При гипнотическом воздействии воспоминания восстанавливаются, а в состоянии бодрствования вновь стираются из памяти. Расстройства с забыванием определенной информации чаще встречаются при доминировании первой сигнальной системы и склонности к истерическим реакциям.

При инсульте

Нарушение мозгового кровообращения с образованием участков некроза может вызывать амнезию. Развивается расстройство запоминания дат, имен, цифр или невербальных (лица, музыка, впечатления) образов. Степень и выраженность симптомов зависит от размера и локализации очага инсульта. Восстановление осуществляется за счет активации соседних с пораженной областью нейронов и зависит от пластичности нервных процессов.

При головных болях

Сильная головная боль во время мигренозного приступа с аурой может вызвать кратковременное нарушение памяти на события, которые непосредственно предшествовали приступу или происходили во время него.

При алкогольном опьянении

Алкогольное опьянение провоцирует расстройство кратковременной памяти. События, связанные с опьянением, могут полностью забываться. Это явление особенно выражено при патологическом опьянении, когда даже небольшие дозы алкоголя провоцируют амнезию отрезков времени.

Хронический алкоголизм становится причиной развития психоза Корсакова, при котором больной теряет способность запоминать текущие события, происходившие с ним в данный момент времени (фиксационная амнезия).

При эпилепсии

После эпилептического приступа обычно развивается амнезия на события, связанные с припадком. Болезнь сопровождается периодическим возникновением сумеречного расстройства сознания, когда пациент совершает действия, о которых потом ничего не может вспомнить.

После ЧМТ или СГМ

Черепно-мозговая травма вызывает развитие ретроградной амнезии. Тяжелые повреждения вызывают стойкие и длительные расстройства памяти. Сотрясение головного мозга сопровождается кратковременной амнезией, симптом быстро регрессирует.

Более тяжелые расстройства протекают с антероградной амнезией. Пробелы памяти, возникающие через несколько часов или суток после травмы, свидетельствуют о развитии внутричерепной гематомы.

При гипертоническом кризе

Резкое и значительное повышение артериального давления может вызвать отек мозга с неврологическим дефицитом. После улучшения состояния может развиться амнезирование недавних событий при сохранности базовых воспоминаний. Новые приступы на фоне гипертонической энцефалопатии углубляют нарушения запоминания и воспроизведения информации.

Другие варианты

Психология и медицина выделяют еще несколько видов специфических расстройств памяти (амнезии). Среди них:

  1. Амнезия детства. Это психический феномен, которым обладают почти все жители Земли. Взрослые люди не в силах вспомнить события своей жизни в возрасте от рождения до трех-четырех лет.
  2. Цифровая амнезия. Болезнь двадцать первого века, появившаяся с развитием интернета. Заключается в том, что современный житель не запоминает то, что можно найти щелчком мышки в браузере.

    Человеческую способность к запоминанию в данном случае подменяют легкодоступные поисковые системы.

  3. Экспериментальная. Нарушение процесса запоминания вызывают медикаментозным или любым другим путем для проведения экспериментов по исследованию функций мозга.

    Используют фармакологические препараты, гипоксию, электросудорожный шок. Информация остается в кратковременной памяти, но не переходит в долговременную.

Теперь вам известно, какие бывают виды и типы амнезии (потери памяти), в чем их особенности.

Чтобы диагностировать тот или иной тип нарушений, необходимо составить клиническую картину заболевания. Этим занимаются неврологи, психиатры, наркологи, инфекционисты, нейрохирурги.

На основании выявления вида амнезии назначается ее лечение. Оно может быть как медикаментозным, так и психотерапевтическим.

Виды и симптомы амнезии

Существуют различные типы амнезии.

Так по выпавшему из памяти периоду времени выделяют:

  • ретроградную амнезию. Данный вид амнезии связан с потерей воспоминаний событий, которые предшествовали заболеванию;
  • антероградную амнезию. В данном случае теряются воспоминания периода после выхода из бессознательного состояния. При этом больной не запоминает недавно произошедших событий, не может усваивать новую информацию;
  • антеретроградную амнезию, которая представляет собой сочетание двух вышеназванных видов амнезии;
  • ретардированную амнезию, когда воспоминания утрачиваются через некоторое время после периода потери сознания.

По характеру развития выделяют:

  • регрессирующую амнезию – амнезию, для которой характерно восстановление утраченных воспоминаний.
  • прогрессирующую амнезию. В этом случае происходит постепенное стирание воспоминаний от настоящего момента к прошлым событиям. Способность запоминать новые события нарушается, воспоминания путаются во времени и теряются, эмоциональная окраска былых событий угасает, и они со временем утрачиваются. При этом отчетливо вспоминаются события детского и юношеского возраста, а также профессиональные умения и навыки.
  • стационарную амнезию – не меняющуюся и стойкую утрату памяти на определенные жизненные события.

Также встречаются такие виды амнезии, как:

  • фиксационная амнезия, которая выражается в нарушении памяти на события, произошедшие несколько минут назад. Данный тип амнезии характерен для пациентов с синдромом Корсакова. При этом состояние больного не нарушено, но он не ориентируется в пространстве и своей личности, может спрашивать у окружающих о том, кто он, где находится, что с ним. Проявление симптомов амнезии может быть приступообразным, при этом, что происходило во время приступа, больной не помнит. Заболевание могут сопровождать головные боли, нарушения чувствительности, плохая координация движений, аритмия сердечной деятельности;
  • постгипнотическая амнезия возникает после сеансов гипноза. Больные не помнят, что с ними происходило во время сеанса;
  • посттравматическая амнезия вызывается сотрясением мозга, травмами головы, чаще всего проходит после соответствующего лечения. Симптомы амнезии посттравматического характера связаны с нарушением кратковременной памяти. Пациент не помнит событий, которые непосредственно предшествовали травме. Память больного восстанавливается по мере выздоровления;
  • синдром Корсакова — тяжёлая ретроградная и антероградная амнезии, возникающие по причине недостатка в головном мозге витамина В1;
  • детская амнезия. Данный тип амнезии есть у каждого человека. Это связано с незрелостью определенных участков мозга у детей;
  • исходная амнезия. В этом случае, обладая какой-либо информацией, человек не помнит, из какого источника он ее получил;
  • диссоциативная амнезия связана с тем, что человек забывает периоды жизни или определенные события, может перестать узнавать знакомые слова и речевые обороты речи (афазия), двигательные схемы (апраксия), предметы (агнозия);

Данный вид амнезии делится на:

локализованную амнезию – нарушение только одной модальности памяти;

избирательную – когда пациент помнит определенные универсальные знания и забывает некоторые события, произошедшие в ограниченный период времени;

генерализованную – когда пациент забывает всё происходящее в ограниченный отрезок времени;

непрерывную — когда пациент перестаёт запоминать новые события;

  • диссоциативная фуга связана с тем, что больной полностью забывает свое имя, биографию, личную информацию. Данный тип амнезии может длиться и несколько минут, и несколько дней. В этом случае пациент забывает, кто он или ассоциирует себя совершенно с другой личностью;
  • прозопамнезия – плохая способность к запоминанию лиц людей.

Для состояния после сотрясения мозга характерно развитие ретроградной амнезии. Для травм более тяжелых — антеретроградной амнезии.

Синдром Корсакова, как правило, характеризуется ретроградной и фиксационной амнезией. Возможны конфабуляции. Такое состояние характерно для злокачественных образований, алкоголизма, СПИДа, авитаминоза В1, дегенеративных деменций, герпетического энцефалита.

При интоксикациях навсегда стираются из памяти события, происходившие во время отравления наркотиками, пестицидами, алкоголем, барбитуратами, угарным газом, бензодиазепинами.

В случае эпилепсии теряется память на события, которые происходили во время эпилептического приступа.

Типы воспоминаний

Воспоминаниями называется процесс восстановления в памяти образов, событий, ассоциирующихся с временными и пространственными событиями.

Образы всплывают неосознанно при непроизвольных воспоминаниях и под воздействием силы воли.

Произвольное воспроизведение подразумевает личностное отношение человека и эмоциональную окраску событий. Умение создавать связь между прошлым и настоящим связана с умственным усилием.

Достоверность воспоминаний зависит от развития личностных качеств, умственных способностей, условий запоминания, значимости событий для человека. Механизм запоминания помогает осознанно перерабатывать образы.

Доступные и недоступные

Воспоминания взрослых выборочны. Одни легко воспроизводимы, к другим доступ закрыт. Степень доступности зависит от того, насколько события значимы для индивида, в какой степени относятся именно к нему, несут ли эмоциональную окраску.

Ранние воспоминания лишены перспективы, они монотонны. Человеку легче воспроизвести образы животного, подаренного в детстве, чем посещение детского сада. Существенные события, которые может вспомнить человек, датируются возрастом 2-3 года.

До 4 лет у детей недостаточно развита предлобная кора. Из-за этого воспоминания вырваны из контекста, изолированы. Известные воспоминания воспроизвести сложнее. Физиологически такая возможность появляется к 4,5 годам.

Исчезающие

У детей младшего возраста большой объем памяти, но процессы кодирования и хранения информации формируются в школьном возрасте. Дети могут помнить события до 2-летнего возраста. Взрослые не способны вспомнить это время.

Малыши в состоянии помнить время, когда еще не была развита речь (в предсловесный период). После появления лингвистических навыков опыт, который не был закодирован устно, терялся.

Из-за утраты вербальных компонентов многие воспоминания фрагментированы. Тем не менее, дети в возрасте 6-9 лет более детально описывают пережитый опыт раннего детства.

Способность воспроизводить очень ранние события сохраняется до 10-11 лет. Воспоминания начинают исчезать после 11 лет в связи с развитием мозга: нейробиологические процессы вызывают детскую амнезию.

Забытые

Опыт раннего детства может быть настолько травматичным, что психика, защищаясь, заменяет его другим. Взрослый человек может помнить, что с ним происходило с 3-х лет фрагментарно. Осознанное воспроизведение появляется к 4-5 годам. У людей, переживших потрясение в этот период, детская амнезия наступает в 5-7 лет.

Трагические события разрушительно влияют на центры памяти, воспроизведение опыта становится затруднительно. У детей с трудным детством формируются неявные связи памяти, сформировавшиеся в ответ на травму.

События откладываются в подсознании, они никуда не исчезают, но и не воспроизводятся волевыми усилиями. Такой опыт называется «подавляемыми воспоминаниями».

Ложные

Ложные воспоминания появляются не только у зависимых людей, или переживших травму, но и у вполне психологически благополучных. Известно, что воздействие извне формирует новый опыт, который человек воспринимает, как уже пережитый.

Проводился эксперимент на мышах. Их запускали то в «опасную», то в «безопасную» клетку. В «опасной» среде мышек били током.

В результате у грызунов появился страх. После этого у мышей были активизированы нейроны, отвечающие за память о безопасном месте. Оказалось, что страх теперь присутствовал и в безопасной среде.

На формирование ложных воспоминаний оказывает влияние когнитивный диссонанс. Человеку свойственно новую информацию интерпретировать исходя из предыдущего опыта. Воспоминания лежат в памяти в виде схем, слов, образов.

Новый опыт присоединяется к уже существующему. Вот почему ранние события в детстве и во взрослой жизни воспринимаются по-разному.

Инфляция воображения также искажает память. Суть явления в том, что воображаемые события воспринимаются, как реальные. Воспоминания имеются свойство смешиваться. Ложный прошлый опыт может восприниматься, как реальный, под влиянием эмоционального и социального давления.

Определение понятия и классификация

Амнезией называется частичная или абсолютная потеря памяти. Также данный термин применяется при наличии невозможности усваивать новую информацию, запоминать ее.

Амнезию нельзя рассматривать, как отдельную болезнь, потому как она по своей сути является проявлением какого-то истинного заболевания.

В первую очередь, выделяют такие формы амнезии:

  • полную — когда наблюдается абсолютная потеря памяти, исчезновение всех без исключения воспоминаний, взятых за определенный промежуток времени;
  • частичную – у пациента в памяти сохраняются обрывки воспоминаний, образы, имеет место нарушение ориентации в пространстве и времени.

В зависимости от того, какой период был стерт из памяти человека, различают следующие формы амнезии:

  • ретроградная — исчезают воспоминания о событиях и происшествиях, которые были в жизни человека перед тем, как начала развиваться болезнь;
  • антероградная — появляется в случае травмы головного мозга, человек может запоминать новую информацию, однако, она не сохраняется в долговременной памяти, из-за чего он забывает услышанное спустя несколько часов, иногда и минут (при такой форме амнезии человек сохраняет сообразительность, ясность ума, интеллект, но снижается его работоспособность, что приводит к проблемам в семейной жизни и на работе);
  • антеретроградная — комплексная форма амнезии, совмещающая в себе два предыдущих варианта;
  • ретардированная — исчезновение памяти отмечаются через короткий промежуток времени после обморока;
  • диссоциативная — у человека информация исчезает из памяти, при этом сохраняются умения, знания и навыки. Нередко такая форма развивается при психологических травмах, в частности после аварий, катастроф, наблюдения за сценами насилия. Такая форма амнезии является защитной реакцией организма в ответ на стрессовую ситуацию. Человеческий мозг пытается избавиться от негативных воспоминаний, причиняющих ему страдание, боль или шок. Зачастую данная форма недуга самостоятельно проходит через какое-то время после травмирующего события.

На основании того, каким будет течение заболевания, его развитие, выделяют три вида амнезии:

  • стационарная — наблюдается устойчивая потеря памяти, стирание воспоминаний об определенных жизненных событиях, конкретном этапе в жизни;
  • прогрессирующая — воспоминания стираются медленно и постепенно, со временем они становятся путаными, теряет свою эмоциональную окраску, у человека наблюдается проблемы с запоминанием новых событий и информации;
  • регрессирующая — отмечается временная утрата памяти, однако, присутствует возможность ее дальнейшего восстановления.

Обследование и лечение больных

Клиническое обследование и диагностика нарушений проводится в несколько этапов:

  • проводится опрос и осмотр пациента;
  • психодиагностика: тестирование;
  • лабораторное обследование (на анализы сдаются кровь, моча);
  • инструментальное обследование: ЭЭГ, МРТ головного мозга и другие (ЭКГ, Рог р. ОГК);
  • консультации специалистов при необходимости для уточнения соматических болезней.

Лечение может проводиться амбулаторно. При наличии опасности для самого пациента или окружающих, невозможности самообслуживания, отсутствии возможности условий лечения вне стационара – показана госпитализация.

Проводится целый комплекс мероприятий:

  • специфическая терапия;
  • неспецифическое лечение (укрепляющая, тонизирующая);
  • психотерапия;
  • реабилитация.

Психотерапевтическое воздействие

Психотерапия включает следующие направления:

  1. Индивидуально ориентированная направлена на определение увеличения адаптационных способностей, достижение у пациента понимания причин и следствий тяжелых переживаний и особенностей системы отношений. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Логическое переубеждение пациента. Формирование у него адекватного отношения к болезни. Занятия проводят после снятия остроты болезненных переживаний как индивидуально, так и в группах с частотой – 3 – 5 раз в неделю, длительностью – 4- 6 недель сеансов под контролем врача, а затем самостоятельно на протяжении полугода и более.
  2. Гипнотерапия направлена на сосредоточение внимания на расслабление, на седирование эмоциональных нарушений, улучшение настроения. Проводят ежедневно, всего 8 – 10 сеансов.
  3. Аутогенные тренировки развивают и укрепляют процесс саморегуляции, самоконтроля и самообладания. Проводят ежедневно 10 – 15 сеансов под контролем врача, а затем самостоятельно на протяжении 3 — 4 месяцев.
  4. Семейная психотерапия – стабилизация взаимоотношений в семье.

Медикаментозная терапия

Лечение медикаментами подразумевает назначение следующих групп препаратов:

При лечении в стационаре наблюдается меньше эмоциональных нарушений. Происходит купирование острых и аффективных невротических реакций, улучшение качества жизни больного, смягчение изменений личности.

Происходит купирование невротических нарушений и аффектов, наблюдается изменение качества жизни и поведения пациента в лучшую сторону.

Продолжительность лечения – 3 – 6 недель.

Возможные побочные действия при избыточном применении медикаментов:

  1. Холинергический синдром (сухость во рту, нарушения зрения, когнитивные нарушения) возникают при использовании трициклических антидепрессантов. Лечение – отмена препарата, назначение селективного ингибитора обратного захвата серотонина или антидепрессанта двойного спектра действия.
  2. Избыточная седация – необходимо уменьшение дозы антидепрессанта, который вызвал седацию с дальнейшим использованием другого лекарства без седативного действия.
  3. Ортостатическая гипотензия – уменьшение дозировок медикаментов.
  4. Сексуальная дисфункция чаще всего наблюдается при приеме трициклических антидепрессантов и селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, — возможен переход на медикамент, не вызывающий сексуальной дисфункции.
  5. Сердечно – сосудистые нарушения – нарушения проводимости, гипотензия — необходима смена лекарства.
  6. Серотонинэргический синдром – психические нарушения до степени потери сознания, ажитация, потливость, понос, рвота, дрожь, гиперрефлексия, повышение температуры и др. возникает как следствие комбинации антидепрессантов. Необходимо уменьшение дозы или полное прекращение лечения. Наибольший риск этого осложнения возникает при одновременном назначении МАО с другими антидепрессантами. Из – за этого категорически запрещено одновременное использование данных групп средств.

Иные мероприятия

Корректируется питание : диетические ограничения, приводящие к снижению массы тела, лечебная физкультура при увеличении массы тела.

Режим труда и отдыха определяют индивидуально, с учетом достигнутого уровня социального функционирования и согласно с действующим законодательством.

Источник

Потеря памяти (амнезия) у молодых людей

К возможным причинам психогенной амнезии у молодых людей относятся:

  • тяжелая психологическая травма;
  • психические заболевания;
  • тяжелая депрессия;
  • хроническая бессонница;
  • экстремальный стресс;
  • гипноз.

Амнезия при психологической травме

Наиболее частыми психологическими травмами, которые вызывают потерю памяти у молодых людей, являются:

  • смерть родителя, ребенка или очень близкого человека;
  • физическое насилие со стороны другого человека (изнасилование, избиение, надругательство над самим человеком или его близким);
  • стихийное бедствие (пожар, наводнение, землетрясение, ураган);
  • войны;
  • теракты;
  • аварии;
  • похищение.

Амнезия при психических заболеваниях

К основным психическим заболеваниям, которые сопровождаются эпизодами амнезии у молодых людей, относятся:

  • эпилепсия;
  • диссоциативное расстройство;
  • диссоциативная фуга;
  • истерия;
  • шизофрения.

психотерапииК патогенным факторам, которые вызывают органическую амнезию у молодых людей, относятся:

  • травмы головы;
  • инфекции нервной системы с вовлечением структур мозга;
  • интоксикации различными веществами;
  • нарушение питания;
  • выраженная гипоксия (нехватка кислорода) мозга;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушение кровоснабжения мозга.

Амнезия при инфекциях нервной системы

Инфекциями нервной системы с поражением мозга, которые могут сопровождаться потерей памяти, являются:

  • герпетическая инфекция;
  • сифилис;
  • ВИЧ и СПИД;
  • болезнь Лайма (инфекция, которая передается через укус клещей);
  • туберкулез;
  • менингит.

Амнезия при интоксикации различными веществами

К веществам, интоксикация которыми может привести к амнезии у молодых людей, относятся:

  • алкоголь;
  • наркотические препараты (амфетамины, кокаин, марихуана);
  • лекарственные вещества (антидепрессанты, транквилизаторы, статины);
  • окись углерода (угарный газ);
  • бытовые растворители;
  • лакокрасочные вещества;
  • пестициды.

Амнезия при гипоксии мозга

К патологическим условиям, при которых развивается гипоксия мозга, сопровождающаяся амнезией, относятся:

  • асфиксия (удушение);
  • тяжелые травмы груди с повреждением легких или диафрагмы;
  • инфекционно-воспалительные заболевания дыхательной системы (осложненные бронхиты и трахеиты, пневмонии);
  • отравление окисью углерода;
  • большие кровопотери при травмах;
  • выраженные сердечно-сосудистые заболевания с сердечной недостаточностью (миокардит, патологии клапанов).

Амнезия при нарушенном кровоснабжении мозга

Признаками амнезии у молодых людей, помимо потери информации, являются:

  • спутанное сознание;
  • выраженная головная боль;
  • пространственная дезориентация;
  • сложности при узнавании близких и знакомых;
  • тревога;
  • депрессия.

Варианты амнезии у молодых людей в зависимости от параметров потери памяти

Параметры потерянной памяти

Варианты амнезии

Когда чаще встречаются?

Объем

полная или генерализованная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • тяжелая психологическая травма;

частичная или избирательная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • нарушение кровоснабжения мозга.

локализованная

  • психические заболевания;
  • психологические травмы;
  • тяжелые депрессии.

Период

ретроградная

  • травмы головы;
  • эпилепсия.

антероградная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • психические заболевания;
  • психологические травмы.

антероретроградная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • психические заболевания

фиксационная

  • алкоголизм;
  • опухоли головного мозга;
  • вирусные инфекции мозга (герпес, СПИД).

Развитие

регрессирующая

стационарная

  • психические заболевания;
  • тяжелые травмы головы;
  • острые интоксикации;
  • инфекции мозга.

прогрессирующая

  • психические заболевания;
  • опухоли головного мозга;
  • тяжелые травмы головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *